Дата статьи, тематика статьи

Бессарабова, Наталия Ивановна

19 (31) октября 1895

Воронеж, Российская империя

1981

СССР

скульптор-керамист, театральный художник

ВХУТЕМАС

гжельский фарфор

Государственная премия РСФСР имени И. Е. Репина (1978)

Наталья Ивановна Бессара́бова (1895—1981) — советская художница, скульптор-керамист.

Н. И. Бессарабова родилась 19 (31) октября 1895 года в Воронеже.

Бессарабова Наталья Ивановна, [19.08.1895-07.1981] русский (советский) художник-керамист. Училась в воронежском ВХУТЕМАСЕ (1919—1922). Ее учителями были скульпторы Н. А. Кондрашин и С. В. Сырейщиков, живописец А. А. Бучкури. Параллельно с учебой принимала участие в оформлении спектаклей Воронежского драматического театра. Весной 1922 года уезжает в Москву, где слушает лекции В. А. Фаворского. Вернулась в Воронеж восстановилась в ВХПТ, одновременно работая в местной газете «Воронежская коммуна».

В 1924 году выполнила серию акварелей и животных местного цирка. В 1923—1927 годах работала над серией исторических картин, портретов и этюдов на темы «Революция 1905 года в Воронежской губернии» (65 работ в декабре 1925 года экспонировалось на одноименной выставке в Воронежском музее революции) и «Октябрь и Гражданская война в Воронежской губернии» (одноименная выставка состоялась там же в 1927 году). В 1930 году Наталья Ивановна Бессарабова перебирается в Москву. Работала в Подмосковье на ныне Люберецком заводе сельскохозяйственного машиностроения им. Ухтомского штатным художником.

В 1934 году во время творческой поездки в Свердловск написала ряд портретов работниц Верхне-Исетского завода, артистов балетного театра им. А. В. Луначарского, работала с писателем Борисом Горбатовым (автором надписей) над дружескими шаржами на писателей Урала для свердловского Дома писателей. В 1935 году выполнила серию из 48 листов дружеских шаржей на артистов и режиссёров Малого театра (в настоящее время хранятся в музее театра): А. Д. Дикого, Е. Н. Гоголеву, П. Я. Садовского, В. Н. Рыжову, А. А. Яблочкину,В. В. Массалитинову, Е. М. Шатрову, В. Н. Пашенную и других.

В 1937—1941 годах Н. И. Бессарабова работала главным художником в хореографическом театре ЦПКиО им. Горького «Остров танца» (был создан в 1935 году балетмейстером А. В. Шатиным), участвовала в оформлении костюмов и постановок профсоюзного ансамбля песни и плясок под руководством композитора А. Г. Новикова, часто выступавшего в Колонном зале Дома союзов. В свободное время Наталья Ивановна постоянно занималась мелкой пластикой — лепила из пластилина и выполняла в гипсе скульптурные портреты, небольшие фигурки и даже многофигурные композиции артистов балета. В начале 1941 года Бессарабова вместе с другими работниками театра «Остров танца» выезжала в Казань, готовить декаду татарского искусства. В казанском театре оперы и балета Наталья Ивановна писала эскизы костюмов для оперы «Алтынчеч» и балета «Шурале», в драматическом театре — для спектакля «Ходжа Насреддин». Костюмы по эскизам Бессарабовой использовались в этих театрах до 1950 года. Начало войны прервало работу Бессарабовой в Казани.

Главный период в творчестве Бессарабовой начался в конце 1943 года, когда её пригласили работать художником в лабораторию керамики и камня Научно-исследовательского института художественной промышленности (НИИХП) РОСПРОМСОВЕТА в Москве. В задачи организованного в марте 1932 года НИИХП входило восстановление угасших народных промыслов самого разного характера, воспитание кадров молодых специалистов-искусствоведов в области народного искусства, изучение составляющих компонентов художественных традиций народных промыслов, разработка методических материалов, организация выставок, пропаганда народного искусства в печати (реклама) и многое другое.

Послевоенному поколению художников и искусствоведов начинать работу приходилось с нуля. Вся лаборатория керамики и камня состояла из пустой комнаты, в которой стояли ножной гончарный круг и «мертвый» горн. Почти одновременно с Натальей Ивановной в НИИХП в качестве консультанта был приглашен искусствовед, заведующий сектором керамики ГИМ Александр Борисович Салтыков (1900—1959). Под его руководством Н. И. Бессарабовой пришлось решать задачу возрождения гжельской и скопинской керамики, создавая для них на основе изучения традиций этих промыслов образцы бытовых изделий и скульптуры из фарфора, майолики и терракоты. Первые пробные работы в керамике с полихромной росписью солями металлов, выполненные Бессарабовой в 1944 году в лаборатории НИИХП, продолжили любимую тему — «Танцы народов СССР», задуманную ею ещё в довоенную пору. Ею были выполнены три керамических изделия: скульптура «Русский танец», карандашница «Молдавский танец» и ваза (по условной нумерации — № 1) «Хоровод—русская пляска». Следующей работой в этом же году была выполненная в соавторстве с технологом НИИХП С. А. Разумовским ваза-диск (№ 2).

В начале 1950-х годов приоритетное значение в разработках Бессарабовой начинает занимать мелкая пластика преимущественно анималистического толка с росписью солями металлов. Одна из первых ее анималистических работ «Козленок с гусем» (1945) .В анималистической скульптуре Бессарабовой нет постоянных пластических приемов. Каждое изображение выполняется по-новому, в соответствии с характером и повадками животных. Позы фигурок естественны, животные словно живут к привычной дли них среде. Иногда Бессарабова прорабатывает форму довольно детально. Например, в скульптуре «Синица» (1952). Здесь художница подробно моделирует голову, оперение крыльев, хвоста. На голове синицы маленький хохолок, что сближает ее с тем типом птиц, которых изображали гжельцы в XVIII веке в росписи квасников и кумганов. Обобщенная пластика форм присуща скульптурам «Цыпленок», «Утенок» и «Лайка» (все 1951 г.). «Белка, грызущая орех», «Заяц» Все фигурки Бессарабовой имеют подножие, на котором в рельефе переданы элементы пейзажа, подчеркивающие пребывание животных в естественной среде. Малая скульптура Бессарабовой стала заметным явлением в жизни гжельского промысла 50-х годов. Возрождение традиционных приемов в создании форм посудных изделий, восстановление гжельского письма началось в 1945 году, сразу после окончания Великой Отечественной войны. Мастера называют это время в развитии промысла периодом «освоения старой Гжели» и связывают его с именами замечательной художницы Н. И. Бессарабовой и крупного ученого, знатока керамики А. Б. Салтыкова. Из всего многообразия декоративных приемов, выработанных предшествующими поколениями, для украшения современного гжельского фарфора выбрали технику подглазурной росписи кобальтом, как наиболее простую в исполнении.

Н. И. Бессарабова не только сама постигла секреты гжельской росписи, но и научила мастеров забытым приемам. Она показала, как выводить «сплошной мазок» и «мазок с тенями», когда краску набирают не на всю кисть, а лишь на одну сторону ее так, что при повороте кисти, плоско положенной на поверхность изделия, получается широкий мазок с тональными переходами цвета от темного синего до светлого голубого, почти белого. Сама Н. И. Бессарабова создала изделия, положившие начало современному гжельскому фарфору, его особенному стилю. Формы ее кувшинов, кружек, молочников, ваз округлы и вместительны. Чайники, тулово которых сделано в виде толстого диска и поставлено ребром на четыре ножки-лапы, напоминают гжельские кумганы. В росписи преобладают растительные мотивы, используются разнообразные традиционные живописные приемы.

В 1978 г. Бессарабова, Наталия Ивановна (совместно с гжельскими художниками ; Азаровой Людмилой Павловной, Дунашовой, Татьяной Сергеевной, Окуловой, Зинаидой Васильевной, за создание высокохудожественных керамических изделий в ПО «Гжель» Московской области удостоена Государственной премии им. Репина.

Работы художницы находятся в коллекциях многих музеев: В Государственном Русском музее,В Государственном Историческом музее, в Государственном музее керамики и «Усадьба Кусково XVIII века», во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, в Госуда́рственном исто́рико-архитекту́рном, худо́жественном и ландша́фтном музе́е-запове́днике «Цари́цыно», в Государственном историко-архитектурном и художественном музее «Новый Иерусалим» и др.

скульптура "Курица" авт.Н.Бессарабова,фарфор 1950-е годы

скульптура "Теленок" авт.Н.Бессарабова,фарфор 1950-е годы

скульптура "Цыпленок" авт.Н.Бессарабова,фарфор 1950-е годы

скульптура "Белый медведь" авт.Н.Бессарабова,фарфор 1950-е годы

скульптура "Лайка" авт.Н.Бессарабова,фарфор 1950-е годы

скульптура "Заяц" авт.Н.Бессарабова,фарфор 1950-е годы