Дата статьи, тематика статьи

Авсиян, Осип Абрамович

Осип Абрамович Авсиян

20 мая 1918

Павлоград, Украина

9 апреля 2003 (84 года)

Москва, РФ

Россия

художественная студия Н.С.Самокиша (Симферополь), школа П.Н.Филонова (Ленинград), Московский институт изобразительных искусств (ныне МГАХИ им. В. И. Сурикова)

заслуженный работник культуры РФ

Осип Абрамович Авсиян (20 мая 1918, Павлоград, Украина — 9 апреля 2003, Москва, Российская Федерация) — художник, педагог, заслуженный работник культуры РФ, член Союза художников СССР с 1944 г.

Осип Абрамович Авсиян родился в Павлограде Екатеринославской губернии (ныне Днепропетровская область Украины), в семье Абрама Осиповича Авсияна и Марии Осиповны Данель. В 1919 г. семья переехала в Симферополь. Детство и юность прошли в Крыму, Симферополе, где Осип Авсиян занимался в художественной студии академика батальной живописи Николая Семеновича Самокиша, из которой вышли такие художники, как Л.А. Бруни, П.В. Митурич, П. Львов, Г. Френц, Я.А. Басов и другие. В 1937 году на базе студии Самокиша было организовано Крымское художественное училище. «Педагогические приемы Николая Семеновича были весьма своеобразны. Я не имею в виду, что у него отсутствовала какая-либо система или принципы. Дело в другом – в подаче этих принципов. Все подавалось непринужденно. Как мне кажется, он стремился сохранить непосредственное отношение ученика к жизни» (О.А.Авсиян. Баталист).

В конце 30-х в Ленинграде он учился в школе Павла Николаевича Филонова: «Ставя во главу угла «принцип сделанности», Филонов стремился доказать, что все изображаемое на картине, будь то реалистическое или абстрактное полотно, должно в первую очередь передавать душевные метаморфозы самого художника... Вспоминается, как Павел Николаевич часто призывал нас к максимальному напряжению сил. Это очень важный момент, как мне кажется, для понимания метода его работы» (О.А.Авсиян. Принцип сделанности). В школе П.Н. Филонова не только шел поиск новых путей в искусстве, связанный с экспериментами в области формы, рисунка, цвета, одновременно там изучалось классическое наследие, русская архаика, лубок, народное искусство. «Мастер и ученик, – говорил Филонов, – должны в своей профессии любить все, что «сделано хорошо» и ненавидеть все, что «не сделано».

Образование продолжилось в Московском институте изобразительных искусств имени В.И. Сурикова (ныне Московский государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова), который возглавлял в то время И.Э. Грабарь. Там произошла встреча с целой плеядой блестящих художников-­педагогов: В.Н. Бакшеевым, хорошо знавшим Сурикова, Репина, Серова, Саврасова, Нестерова, учившегося с Левитаном; А.В. Лентуловым, К.К. Зефировым и Н.Э. Радловым.

Начиная с 40-х годов XX века участвовал в областных, региональных, республиканских и всесоюзных выставках.С 19944 года - член Союза художников России. Работы Осипа Авсияна находятся в следующих собраниях: Московский музей Н. Островского, Симферопольский художественный музей, Симферопольский краеведческий музей, Севастопольская картинная галерея, Симферопольское музыкальное училище, Львовская картинная галерея, Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Таганрогский музей, Музей П.И. Чайковского в Клину, а также в частных собраниях.

После окончания института Осип Авсиян преподавал рисунок, живопись и композицию в Крымском художественном училище имени Н. С. Самокиша, Подольском художественном училище, в Московском Строгановском институте (ныне МГХПА им. С. Г. Строганова), Московском государственном академическом художественном училище памяти 1905 года (ныне МГАХУ памяти 1905 года). Среди известных его учеников такие художники, как Дмитрий Плавинский, Евгений Шукаев, Михаил Петров и многие другие. Одни из них успешно работают в кино, театре, на телевидении, другие – в книжной графике, дизайне.

«Уникальный человек Осип Абрамович Авсиян преподавал композицию… Я до сего времени говорю ему мысленно «спасибо». Таким педагогам надо ставить памятники» (Виктор Слатинский, декан факультета живописи МГАХИ им. В.И. Сурикова). «Композиции, как воле преобразования белого листа, конечно, я обязан замечательному преподавателю Авсияну, с которым мы работали в 1952 году» (Дмитрий Плавинский). «Осип Абрамович Авсиян разработал уникальную программу по композиции, не имеющую аналогов. Она совершенна своей простотой и доступностью... Заслуга этого педагога не только в разработке уникальной программы, но и в методике» (Юрий Попков, гл. художник издательства «Живопись-Инфо»). «Мне посчастливилось учиться у Осипа Абрамовича Авсияна, педагога от Бога, интеллигентного и эрудированного человека. Он пытался привить нам вкус, культуру, профессиональное отношение к искусству» (Алексей Дьячков).

Осип Авсиян является автором многочисленных статей в журналах «Юный художник», «Художник» и др. На разработанную им еще в 70-е годы прошлого века программу по композициии опираются в своей работе преподаватели художественных учебных заведений, а его книга: «Натура и рисование по представлению» (изд. «Изобразительное искусство», М., 1985), вошедшая в учебный процесс художественных учебных заведений, хорошо известна нескольким поколениям студентов. Другая его книга «Композиция. На пути к творчеству» (изд. «Линор», М., 2004) вобрала в себя идеи, накопленные и проверенные за десятилетия художественной и педагогической деятельности.

Художник Авсиян чрезвычайно серьезно относился к иллюстрации, как таковой. И здесь он также отводил особое место композиции, утверждая, что «она решает смысл изображаемой сцены и, что еще важнее, ее эмоциональный настрой». Иллюстрация, по его мнению, должна вызывать не просто желание ее разглядывать, она должна выражать «большую идею, глубокую мысль, раскрывать смысл и сложность человеческих отношений, и характер происходящего должен сразу доходить до зрителя еще до того, как он разглядел выражение лиц участников этой сцены». При этом драматическая напряженность рисунка, считал он, «зависит прежде всего от композиции – линий, световых пятен, силуэтов». Им выполнены иллюстрации: к роману Н. Островского «Как закалялась сталь», рассказу А.М. Горького «Каин и Артем», рассказу А.П. Чехова «Каштанка», к «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Н.В.Гоголя, сказкам А.С.Пушкина, книге И.А. Козлова «В крымском подполье», повести Э. Казакевича «Звезда», книге рассказов Н. Вагнера «Зойкин жених», расказам П. Проскурина «Таежная песня», русским народным сказкам, к серии развивающих книг для дошкольников «Я начинаю учиться», «Я хочу учиться», к серии образовательных справочников «Канада», «Америка», «Австралия» и др.

Осип Авсиян. Васильки. 1950-е

Осип Авсиян. Портрет девушки. 1950-е

Осип Авсиян. Женский портрет. 1940-е

Осип Авсиян. Портрет сына. 1965

Осип Авсиян. Натюрморт. 1950-е

Осип Авсиян. Красный стул. 1980

Осип Авсиян. Дождь. 1960-е

Осип Авсиян. Одиночество. 1970

Осип Авсиян. Ритмический мотив. 1980

Осип Авсиян. Музыка города. 1980

Осип Авсиян. Зима на Сретенском бульваре. 1970

Осип Авсиян. Зима. 1947

Осип Авсиян. В саду. 1982

Осип Авсиян. На даче. 1960-е

Осип Авсиян. Мужской портрет. 1960-е

Осип Авсиян. Портрет старика. 1950-е

Осип Авсиян. Илл. к рассказу А.П.Чехова «Каштанка»

Осип Авсиян. Илл. к «Сказке о золотой рыбке» А.С.Пушкина

Осип Авсиян. Илл. к «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Н.В.Гоголя