Дата статьи, тематика статьи

Арнольд, Максимилиан Юрьевич

Российская империя

1838

1897

Строительное училище

Санкт-Петербург, Тарту, Москва, Томск, Красноярск, Чита, и др.

Максимилиа́н Юрьевич (Георгиевич) Арно́льд (1838 — декабрь 1897) — русский архитектор, техник-строитель, профессор архитектуры.

Максимилиан Юрьевич родился в семье обер-офицера. В 1856 году окончил Строительное училище в Санкт-Петербурге со званием архитекторского помощника. Получил чин коллежский секретарь. В 1856 году назначен на должность помощника архитектора строительно-дорожной комиссии Нижегородской губернии, командирован для изыскательных работ по прокладке железной дороги между Волгой и Доном.

20 марта 1857 года зачислен в главное строительное управление МВД в Санкт-Петербурге, принимал участие в постройке нового шпиля над колокольней Петропавловского собора в Санкт-Петербурге.

В 1858 году назначен помощником архитектора строительной и дорожной компании в Нижегородской губернии. С 1862 года помощник архитектора 1-го окружного строительно-технического комитета МВД, принимал экзамены у техников-строителей. К 1868 году получил чин коллежский асессор. В 1860-х годах занимался строительством ряда зданий для Московско-Курской железной дороги, в том числе возвёл деревянное здание Нижегородского вокзала в Москве.

С 1872 года возглавлял кафедру истории архитектуры в Строительном училище и Инженерной академии Санкт-Петербурга. В 1873 году за научную деятельность был удостоен звания инженера-архитектора.

Во время Русско-турецкой войны — сотрудник уполномоченного по строительству лазаретов в тылу действующей армии. Руководил строительством нескольких зданий для учреждений Красного Креста. В 1874—1877 годах заканчивал постройку храма Св. Владимира в Херсонесе по проекту архитектора Д. И. Гримма.

По рекомендации архитектора А. К. Бруни в 1880 году направлен в Томск для участия в строительстве здания Томского университета (1880—1881 год). В 1883—1884 годах — на должности городского архитектора города Красноярска.

В 1880-х годах строил лютеранскую церковь в Тарту совместно с И. С. Китнером и В. А. Шрётером.

Переведён в Забайкалье. До 1888 года состоял в должности младшего архитектора Забайкальской казённой палаты. С 1888 года — заведующий 2-м отделением казённой палаты Читы. В 1890—1893 годах входил в комиссию по постройке здания почты и телеграфа. Участвовал в проектировке и строительстве винной монополии акцизного управления, Триумфальной арки.

Писал статьи по вопросам строительной механики для журнала «Зодчий». Почётный мировой судья. Являлся членом Петербургского общества архитекторов.

Орден Святого Станислава 3-й степени — за участие в постройке железной дороги от Москвы до Курска.