Дата статьи, тематика статьи

Алдонина, Римма Петровна

Россия

7 марта 1928 (85 лет)

Москва

Москва

Реконструкция ДК ЗИЛа, к/т «Эльбрус», серии односекционных жилых домов для повторного применения 12-14 этажей и 22 -24 этажа и жилой комплекс по индивидуальному проекту по ул. Большие Каменщики.

Застройка Нагатинской набережной, ПДП и проект застройки р-на Ленино (теперь Царицыно), проект застройки р-на Нагатинский затон, набережной Химкинского водохранилища, "Тушинской чаши", территории от Таганской до Крестьянской площадей в Москве, микрорайонов в Орехово-Борисово, Нагатино и др.

ДК Судоремонтного завода, ДК Общества глухонемых, стадион в Нагатино, здание Центральных клубов ДОСААФ

Римма Петровна Алдонина (род. 7 марта 1928, Москва) — архитектор и детский поэт.

Заслуженный архитектор Российской Федерации. Член Союза архитекторов России. Член Союза писателей России.

Участник, солистка и член коллектива авторов сатирических ансамблей московских архитекторов «Кохинор и Рейсшинка», руководитель «Рейсшинки». За эту деятельность награждена медалью и премией фонда Ирины Архиповой.

Один из авторов текста спектаклей Центрального театра кукол им. Образцова «Говорит и показывает ГЦТК» и «Новоселье».

Родилась в Москве, в семье служащих. Отец Алдонин Петр Фаддеевич (1894—1944 гг.) до Великой Отечественной войны работал бухгалтером. В 1941 году, как офицер запаса, был мобилизован в действующую армию и в декабре 1944 года скончался в госпитале г. Одессы. Мать — Алдонина Мария Ивановна (1902—1994 гг.) работала медицинской сестрой.

В 1951 году Р. П. Алдонина закончила Московский Архитектурный институт по специальности «Архитектор широкого профиля». Работала в «Моспроекте 1» и «Моспромпроекте» Главного Архитектурно-Планировочного Управления Москвы (теперь Москомархитектуры), где прошла путь от рядового архитектора до руководителя архитектурной мастерской (единственная женщина за всю историю «Моспроекта»).

С 1987 по 1991 год в Техническом Управлении Москомархитектуры работала сначала главным специалистом, затем главным архитектором.

С 1956 года — Член Союза Архитекторов СССР. С 1976 по 1886 годы избиралась членом Правления, а затем членом Президиума Московского Отделения Союза Архитекторов.

С 1953 по 2003 год принимала активное участие в создании и деятельности сатирических певческих ансамблей при Центральном Доме архитекторов «Кохинор и Рейсшинка», которые заслужили широкое признание за смелую критику недостатков в архитектуре и строительстве. Руководитель «Рейсшинки», солистка и постоянный член авторского коллектива.

Годы работы архитектором (1951—1991) пришлись на период максимального неуважения властей к профессии зодчего. Постановление «Об излишествах» 1956 года безоговорочно утвердило приоритет строителя, сделало зодчего безгласным придатком в строительном процессе. Архитектор-практик Алдонина выполнила крупные работы по планировке и застройке в районах Ленино (теперь Царицыно), Нагатино, Орехово-Борисово, Тушино и бесконечное количество «привязок» типовых проектов. Однако из-за отказа строителей на бумаге остались созданные ею индивидуальные проекты общественных зданий: Дворца Культуры Судоремонтного завода, Дворца Культуры Общества глухонемых, стадиона в Нагатино, здания Центральных клубов ДОСААФ и ряда других.

Главмосстрой предпочитал строить массовое жилье по типовым проектам. Тем не менее удалось построить отмеченный премией за лучшую постройку 1969 года кинотеатр «Эльбрус», осуществить реконструкцию Дворца Культуры ЗИЛа, созданного в тридцатых годах по проекту известных архитекторов Весниных.

В здании эпохи конструктивизма в войну при бомбежке были разрушены перекрытия театральной части. Послевоенная реконструкция (выполненная другой проектной организацией) в духе псевдо ренессанса нарушила стиль интерьеров чуждыми декоративными элементами. Кроме того некоторые проектные решения тридцатых годов: отсутствие кассового вестибюля, кондиционирования, операторских помещений, связи фойе с помещениями за сценой, недостаточная по современным нормам освещённость, деревянные перекрытия и т.д и т. п. вынудили провести серьёзную работу по исправлению положения.

Перед авторами второй реконструкции (П. Зиновьев, Р. Алдонина, О. Лебедева) не ставили задачу реставрации сооружения, но оно должно было полноправно войти в ряд новых современных Дворцов Культуры. Авторы справились с этой задачей, максимально стараясь восстановить и сохранить дух веснинской постройки, например, применение скрытого света, отсутствие декоративных деталей и пр. На архитектурные решения повлияла и утрата строителями имевшейся когда-то квалификации. Они отказались, например, выполнить бывшие ранее наливные мозаичные полы и подоконники, и главное — веснинский штукатурный поток из концентрических кругов в зрительном зале. Поэтому авторам реконструкции пришлось в значительных масштабах применять естественный камень и алюминий. Проектирование и реконструкция ДК ЗИЛ длилась 10 лет, с 1966 по 1976 гг.

Следующие 10 лет были отданы в основном воплощению в жизнь крупного градостроительного проекта — застройки Нагатинской набережной домами переменной этажности 10-23 этажа. Эта работа оказала заметное влияние на архитекторов и практику московской застройки (см. статью "Как это было" и "Вдоль Москвы-реки".)

Проект Нагатинской Набережной (авторы: Р. Алдонина, К. Запасов, П. Зиновьев)

Р.П. Алдонина разработала серии точечных жилых домов 9, 12 и 14 этажей, широко примененных в Москве. Возведен комплекс 13 этажных шумозащищенных жилых зданий на улице Большие Каменщики. Завершена застройка набережной Химкинского водохранилища, «Тушинской чаши» и пр.

Архитектурные работы Алдониной всегда отличались творческой смелостью, поиском интересных решений и высоким уровнем профессионализма. Они были отмечены тремя премиями Госстроя РСФСР, дипломами МОСА и др. В многочисленных газетных и журнальных публикациях по вопросам архитектуры она неизменно выступала за повышение качества архитектуры и строительства (см. статьи «Фасады и тылы», «Застройка и шум», а также «Ответы Р.П. Алдониной на вопросы анкеты журнала «Архитектура СССР» к международному съезду архитекторов»).

За заслуги в работе и общественной деятельности в 1976 году Р. П. Алдониной было присвоено звание Заслуженный архитектор Российской Федерации. Награждена орденом «Знак почета» и медалью «За трудовое отличие».

Диплом и Бронзовая медаль Фонда Ирины Архиповой за «Кохинор и Рейсшинку» 2001 г.

Участие Р. П. Алдониной в сатирических певческих коллективах «Кохинор и Рейсшинка» отражено на сайте, который она создала вместе со Светланой Май и другими.

В годы повсеместного унижения архитектуры и архитекторов участники ансамбля смело боролись против некомпетентности руководства, произвола строителей, плохого качества и однообразия массовой застройки.

Писать для детей начала поздно. В 1986 году в журнале «Колобок» было опубликовано первое стихотворение для детей. Затем на протяжении ряда лет были публикации и в журналах «Костер», «Миша», «Трамвай». С тех пор занятие литературой для детей становится все более активным. Стихи публикуются в журналах, выходят книги. В 1997 году Р. П. Алдонину приняли в члены Союза Писателей Москвы.

Веселые, озорные стихи Алдониной отличаются пониманием психологии маленького героя, близки ему и, что немаловажно, умны. На стихи Алдониной написано около 20 песен.

В разных городах России уже несколько лет идет пьеса Р. Алдониной для кукольного театра «Здравствуйте» (совместно с М. Бартеневым).

Была замужем за Григорием Григорьевичем Лысенко, с которым впоследствии развелась. Дочь, Ольга Григорьевна Сазонова, 1955 г.р. работает архитектором. Внук, Пётр Игоревич Сазонов, 1990 года рождения, студент.