Дата статьи, тематика статьи

Арочный мост (Запорожье)

Координаты: 47°51′42″ с. ш. 35°03′44″ в. д. (G) (O) (Я)

укр. Арковий міст

автомобильный

Днепр

Запорожье, Украина

арочный мост

205 метров

320 метров

20 метров

1974 год

Арочный мост — одноярусный автотранспортный мост в Запорожье, соединяющий через Старый Днепр правобережную часть города с островом Хортица.

Длина моста — 320 метров, ширина — 20 метров, высота — 40 метров.

C моста проводятся прыжки с альпинистским снаряжением.

С 1970 году в Запорожье велась застройка Хортицкого района на правом берегу у села Бабурки и тогда же было начато расширение гидроузла ДнепроГЭСа строительством ДнепроГЭС-2. На определённой стадии строительства ДнепроГЭС-2 предусматривалось перекрытие проезда по плотине, и одних только мостов Преображенского было не достаточно для обеспечения транспортного городского потока. Поэтому было решено начать строительство нового моста через Старый Днепр.

Идея строительства моста была выдвинута в 1964 году Н.А. Артеменко, его идеи были рассмотрены и приняты Центральным научно-исследовательским и проектным институтом строительных металлоконструкций Госстроя СССР. Стальной одноарочный мост был спроектирован институтом "Союзпроектстальконструкция", по воспоминаниям Н. А. Артеменко автором проекта был Попов.

Строительством моста занимался коллектив треста «Мостострой» Минтрансстроя СССР. Строительство было начато в 1970 году. Стоимость моста составила 3,22 млн. рублей. Металлоконструкции изготавливались на Днепропетровском заводе им. Бабушкина, монтаж проводил днепропетровский мостоотряд № 12, работами руководил начальник участка И. М. Залюбовский. Уже в 1973 г. было смонтировано более 200 тонн металлоконструкций. При строительстве впервые в практике советского мостостроения была применена 205-метровая металлическая сборная балка, которая работает совместно с балкой жесткости. На момент постройки Арочный мост был единственным в СССР с пролетом с гибкой аркой такого размера и стальной жесткой балкой. Монтаж всей конструкции производился как с берега, так и с плавбарж.

В своих воспоминаниях Артеменко писал: «Этот мост - единственный в СССР, такого большого пролёта с гибкой аркой и жёсткой балкой стальной конструкции нет не только в СССР, но, кажется, и в мире».

После окончания монтажа началось испытание несущих конструкций моста, которое проводили сотрудники лаборатории динамики мостов Днепропетровского института инженеров транспорта во главе со старшим научным сотрудником, кандидатом технических наук Д. К. Запорожцем. Сначала был испытан пролёт моста над средней частью реки, а затем две крайние эстакады. Испытания проводились в шесть этапов. Для этой цели было выделено около 50-ти самосвалов весом в 25 тонн каждый. На металлоконструкциях были установлены контрольные приборы, которые фиксировали величины нагрузок и деформаций элементов моста.

Движение по мосту открылось в июне 1974 года. Через мост проходил троллейбусный маршрут № 2 (Вокзал «Запорожье-2» — завод «Преобразователь»).

В 1997 году состояние арочного моста было признано аварийным, началось разрушение опор на правом берегу и расползание швов. В качестве причин назывались подъём грунтовых вод, взрывные работы в соседнем карьере. Осенью 2001 г. власти города вынуждены были закрыть проезд по мосту. Капитальный ремонт моста оценивался в 7-8 млн. гривен.

Весной 2003 году при мэре Евгении Карташове была проведена реконструкция моста, поскольку было очень много жалоб по поводу его закрытия. Карташов добился, чтобы из областного бюджета на реконструкцию было выделено 3,5 млн. гривен. Восстановление велось вахтенным методом круглосуточно и, через три с половиной месяца, 5 июня 2003 г. обновлённый мост был торжественно открыт.