Дата статьи, тематика статьи

1-й Садовый мост

Координаты: 59°56′27.86″ с. ш. 30°20′07.29″ в. д. (G) (O) (Я)

автомобильный, пешеходный

реку Мойка

Центральный район Санкт-Петербурга

Однопролётная стальная двухшарнирная арка со сквозным надарочным строением на каменных опорах

33,8 м

20,4 м

до 1716 (деревянный), 1836 (каменнный), 1907

объект № 7810699004

1-й Садо́вый мост — соединяет Спасский и 1-й Адмиралтейский острова через реку Мойку в Центральном районе Санкт-Петербурга.

Связывает Садовую улицу с набережной Лебяжьей канавки и западной (нечётной) набережной реки Мойки.

Образует ансамбль с расположенным рядом Нижне-Лебяжьим мостом через Лебяжью канавку.

Ближайшая станция метрополитена (900 м) – «Гостиный двор»

С XVIII века носил название 2-го Цари́цынского по расположенному рядом Царицыну лугу.

В начале XIX века получил название Миха́йловского, по Михайловскому (Инженерному) замку.

6 октября 1923 года получил имя «1-й Садовый мост» по примыкающим к нему с четырёх сторон зелёным насаждениям: Летний сад, Михайловский сад, сквер у Инженерного замка и Марсово поле.

Первый деревянный мост на этом месте отмечен на плане 1716 года. Он представлял собой распространённую в то время деревянную конструкцию с подъёмной средней частью для пропуска мачтовых судов.

Прослужив более 70 лет, в 1798—1801 годах в связи с прокладкой Церковного канала у Михайловского замка. мост был перестроен в однопролётный, деревянный с ригельно-подкосным пролётным строением на каменных устоях.

Через 30 лет, в 1835—1836 он был заменён однопролётным каменным арочным мостом, имевшим лучковый пологий кирпичный свод с прокладными рядами из известняковых плит и гранитными арками по фасадам с решёткой художественного литья (инженеры П. П. Базен, А. Д. Готман, И. Ф. Буттац).

В связи с возросшим транспортным движением по Садовой улице, потребовалась перестройка моста, и в 1906—1907 годах каменный свод был заменён стальной двухшарнирной аркой со сквозным надарочным строением (архитектор Л. А. Ильин, инженер А. П. Пшеницкий). Для осуществления проекта потребовалась перекладка старых каменных опор. Эта конструкция и сохранилась до наших дней.

В 1910 и 1913 на мосту были установлены чугунные решётки, в рисунке которых наряду со скрещёнными копьями есть и изображения круглых щитов. Их рисунок созвучен с рисунком нижней части ворот у здания Русского музея, спроектированных К. И. Росси. Фонарные торшеры, оформленные в виде связок пик, соединённых накладками из щитов и венков (по типу близки торшерам, созданным в 1820-х для Суворовского наплавного моста).

Утраченный в годы блокады архитектурный декор был восстановлен последовательными реставрациями 1951, 1967 и 1969 годах. Архитектурное оформление Л. А. Ильина было воссоздано с незначительными изменениями. При реставрации 1967 года декоративные накладки покрыли тонким листовым золотом. В 2003 году был произведён капитальный ремонт моста, в том числе были отреставрированы торшеры и позолочены детали художественного декора.

1-й Садовый мост отличается богатым архитектурным декором. Обращают на себя внимание шестигранные фонари на торшерах из скрещённых копий. Рядом находится Нижне-Лебяжьий мост.

Мост находится в сосредоточении исторических мест: непосредственно у Михайловского сада, Летнего сада, Марсова Поля и ансамбля Инженерного (Михайловского) замка - последней резиденции и места убийства Павла I (в настоящее время - филиал Русского музея).

Неподалёку находятся Пантелеймоновская церковь, монумент защитникам Гангута и Соляной городок с Мухинским училищем и музеем обороны Ленинграда.

1-й Инженерный | 1-й Садовый | 2-й Садовый | Мало-Конюшенный (см. также Тройной мост) | Большой Конюшенный | Певческий | Зелёный | Красный | Синий | Фонарный | Почтамтский | Поцелуев | Краснофлотский | Храповицкий | Корабельный