Дата статьи, тематика статьи

1-й Инженерный мост

Координаты: 59°56′30″ с. ш. 30°20′16″ в. д. (G) (O) (Я)

автомобильный, пешеходный

реку Мойка

Центральный район Санкт-Петербурга

Однопролётный с металлическим пролётным строением на каменных опорах

27,8 м

9,5 м

1760 (деревянный), 1825

Первый Инженерный мост (бывший Летний мост) — соединяет острова Летний сад и Спасский через реку Мойка в Центральном районе Санкт-Петербурга.

Является продолжением западной (нечётной) набережной реки Фонтанки между Михайловским замком и Летним садом. Образует ансамбль с расположенным рядом Пантелеймоновским мостом через реку Фонтанку.

Ближайшая станция метрополитена (1,1 км) — «Гостиный двор»

С 1780-х годов на этом месте находился был построен деревянный мост, именуемый Летним.

Назван по находящемуся рядом Михайловскому (Инженерному) замку, который обрёл новое название в 1823 году, когда в нём разместилось Главное инженерное училище. С 1882 года носит название «1-й Инженерный».

На этом месте в 1720—1750-х гг. существовали деревянные мост-акведук работы голландского архитектора Германа ван Болеса через реку Фонтанку для работы фонтанов Летнего сада и пешеходный мост. Новый деревянный мост был построен в 60-х годах XVIII века.

В 1824—1825 на его месте был сооружён по проекту инженеров П. П. Базена и Э. К. Клапейрона новый мост, который имел свод из чугунных облегчённых тюбингов с овальными отверстиями в днищах и стенках, что обеспечивало необычайную лёгкость конструкции. Металлические конструкции моста изготовили на Александровском чугунолитейном заводе и на заводе К. Н. Берда.

Пролётное строение опиралось на опоры бутовой кладки, облицованные гранитом чистой тёски. Основания под береговые устои были выполнены в виде ростверка на сваях.

Фасады арок украшены накладными отливками из чугуна в виде античных щитов и шлемов. Фонари изготовлены в виде пучков скрещённых копий, соединённых посреди переплетающимися венками

Решётка перил моста, спроектированная П. П. Базеном представляет собой короткие копья-дротики, соединённые горизонтальными тягами. Столбы решётки выполнены в виде ликторских пучков, на которых укреплены мечи и щиты с изображением головы Медузы Горгоны. Решётка, установленная на мосту в 1826 году, была повторена Л. Шарлеманем для южной ограды Летнего сада.

Мост простоял около 120 лет и в 1946 году движение по мосту было закрыто из-за просадки опор и прогрессирующих деформаций пролётного строения. В 1952—1954 мост был перестроен, чугунный свод заменён стальной преднапряжённой рамой с криволинейно очерченным ригелем и с железобетонной плитой проезжей части (инженер Б. Б. Левин). При этом внешний облик моста был искажён, а тюбинги уничтожены.

К 1955 году были восстановлены декор фасадов и базеновские решётки. Шестигранные фонари воссозданы по проекту архитектора А. Л. Ротача.

В 2002 году мост был снова отреставрирован.

1-й Инженерный мост отличается богатым архитектурным декором: решётка спроектирована инженером П. П. Базеном, шестигранные фонари на торшерах из скрещённых копий.

Мост находится в непосредственной близости от Летнего сада и ансамбля Инженерного (Михайловского) замка — последней резиденции и места убийства Павла I (в настоящее время — филиал Русского музея).

Неподалёку находятся дом В. П. Кочубея, Пантелеимоновская церковь, монумент защитникам Гангута и Соляной городок с Мухинским училищем и музеем обороны Лениграда.

В 1994 году рядом с мостом установили Памятник Чижику-Пыжику.

1-й Инженерный | 1-й Садовый | 2-й Садовый | Мало-Конюшенный (см. также Тройной мост) | Большой Конюшенный | Певческий | Зелёный | Красный | Синий | Фонарный | Почтамтский | Поцелуев | Краснофлотский | Храповицкий | Корабельный