Дата статьи, тематика статьи

Казанский метрополитен

Россия

Казань

27 августа 2005

15,8 км

10

1

73,5 тыс. (2012)

26,9 млн (2012)

Каза́нский метрополите́н (тат. Казан метросы, Казан метрополитены) — система линий метрополитена в Казани (Россия, Татарстан).

Был открыт 27 августа 2005 года во время празднования тысячелетия Казани и стал первым метрополитеном в России, построенным после распада СССР, — через 14 лет после открытого в 1991 году метро в Свердловске (ныне Екатеринбург). Казанский метрополитен стал седьмым по счёту в России и пятнадцатым в бывшем СССР.

Первые проекты наземного скоростного внеуличного рельсового транспорта (городского поезда) появились ещё в 1930-х годах. Однако их осуществлению помешала Великая Отечественная война. О необходимости такого транспорта вновь вспомнили в 1960-е годы, когда началось строительство удалённых жилых кварталов и был составлен генплан 1969 г. с предусмотренным метрополитеном. В 1979 году в Казани родился миллионный житель. Именно с этого года претензии руководства страны к тогдашней ТАССР по поводу метро стали более-менее обоснованными, так как метрополитены в СССР строились только в городах-миллионниках.

Однако реальная подготовка к строительству началась лишь в 1983 году. Маршрут первой линии остался практически неизменным с тех времён. Целью этого маршрута было соединить спальные районы Горок на юго-востоке с центром и северной промышленной зоной города, попутно захватив не менее населённые Московский и Авиастроительный районы. В 1988 году начались первые подготовительные работы по строительству. Однако ещё до распада СССР сооружение новых метрополитенов отменили ввиду кризиса экономики.

В 1995 году Казань не рассматривалась Правительством России как город, в котором следует строить метро. В Правительстве России был создан список городов, где в скором времени планировалось начать или продолжить строительство метрополитена, Казани в этом списке не оказалось. Но правительство Татарстана и мэрия Казани стали добиваться в Москве, чтобы Казань тоже включили в число городов, в которых планируется строительство метро.

Решение о строительстве Казанского метрополитена было принято президентом России Борисом Ельциным в 1996 году, финансирование же этого строительства началось в 1997 году.

Строительство метро началось 27 августа 1997 года. Подземная проходка тоннелей началась с мая 2000 года с помощью современных тоннелепроходческих комплексов (ТПК) и щитов. На первом пусковом участке самые активные строительные работы производились в 2003—2005 годах с привлечением иногородних организаций с использованием восьми ТПК одновременно. Станции сооружались открытым способом. Собственным казанским строительным предприятием является муниципальное унитарное предприятие (МУП) «Казметрострой». Генеральный проектировщик — институт «Казгражданпроект», по субподряду привлекается институт «Ленметрогипротранс».

Казанский метрополитен был торжественно открыт 27 августа 2005 года. Состоял из пяти станций, длина пути 7,1 км. Первыми его пассажирами стали президент Российской Федерации Владимир Путин, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев и президент Татарстана Минтимер Шаймиев. Журналисты отметили некую скованность особых гостей, которые обычно этим видом транспорта не пользуются. Уже через два часа после прохода поезда с высокими гостями метрополитен был открыт для всеобщего пользования.

Годовой объём перевозок первой очереди метро оценивается специалистами в 11 млн пассажиров. Предполагается довести долю метрополитена в общей массе пассажирских перевозок до 60 %.

Эксплуатационная длина первой линии составляет 15,8 км. На линии расположено десять станций: «Проспект Победы» (тат. Җиңү проспекты), «Горки» (тат. Горки), «Аметьево» (тат. Әмәт), «Суконная слобода» (тат. Сукно бистәсе), «Площадь Габдуллы Тукая» (тат. Габдулла Тукай Мәйданы), «Кремлёвская» (тат. Кремль), «Козья слобода» (тат. Кәҗә бистәсе), Яшьлек (Юность), Северный Вокзал и Авиастроительная. В систему объектов метрополитена входят также электродепо и инженерный корпус.

Метрополитен работает с 6:00 до 23:00 Общее время движения по линии составляет около 24 минут, интервал поездов в часы пик 5 минут.

В метро используются одномесячные смарт-жетоны, бесконтактные смарт-карты метро и транспортная карта на несколько поездок (в том числе, как месячные проездные). С 10 декабря 2010 года стоимость одной поездки составляет 16 рублей по смарт-жетонам, 15 рублей по «электронному кошельку» транспортной карты, от 12 до 15 руб.по проездному билету на БСК. Действуют единые социальные проездные.

В метрополитене все указатели написаны на двух языках — татарском, русском, а объявления станций на трёх, включая английский, которые на время Универсиады планируется ввести также на всём транспорте города Казани. Помимо информаторов, в вагонах установлены рекламно-информационные мониторы. Над входами в наземные павильоны и на столбах у спусков в подземные вестибюли установлены подсвечиваемые в тёмное время круглые символы-логотипы казанского метро с белым (светло-серым) фоном и зелёной буквой «М». Логотипом предприятия «Метроэлектротранс» является красная буква «М», аналогичная логотипу Лос-Анджелесского метрополитена, в зелёном обрамлении, стилизованном под своды тоннеля и шпальный путь.

Значительную роль в оснащении Казанского метрополитена играют системы интеллектуальной инженерии. Безопасность движения пассажиров организована при помощи средств видеонаблюдения, охранной системы сигнализации и контроля доступа, противопожарной системы, а также особого комплекса обнаружения взрывчатых и наркотических веществ.

Проектировщики Казанского метрополитена не только принимали во внимание безопасность пассажиров, но и впервые в СНГ комплексно предусмотрели сделать его наиболее комфортным и удобным для всех пассажиров, в том числе для инвалидов. Однако обеспечение лифтами, пандусами и подъемными механизмами для инвалидов в полном объёме пока не реализовано. В настоящее время пандусы в спусках с улиц к вестибюлям есть на всех станциях. Но в спусках из вестибюлей на платформы открыт только лифт на станции «Проспект Победы», лифты на станциях «Площадь Тукая» и «Козья слобода» находятся в неоткрытых вестибюлях, а на остальных станциях предусмотренные подъемные механизмы. К 2013 году оснащение всех станций лифтами и подъемными механизмами для инвалидов планируется завершить.

На настоящий момент подъемные механизмы имеются на станциях «Суконная Слобода», «Проспект Победы», «Козья Слобода» и «Горки». Эксплуатационным предприятием является (МУП) «Метроэлектротранс», включившее бывшие МУП «Казанский метрополитен» и трамвайно-троллейбусное МУП «Казгорэлектротранс».

С севера на юг (дата открытия), курсивом выделена пока не действующая станция:

Станция «Аметьево» — надземная, расположена на метромосту и имеет переход на одноимённую железнодорожную платформу для пригородных электропоездов. Остальные станции — подземные, мелкого заложения.

Центральная линия По архитектуре станции «Горки», «Кремлёвская», Яшьлек (Юность), Авиастроительная — односводчатые, «Аметьево», «Суконная слобода», «Площадь Тукая», «Проспект Победы», «Козья слобода» и Северный Вокзал — колонные. Из десяти станций — 4 в стиле хай-тек. Все станции имеют так называемые островные платформы (и, соответственно, боковые пути). В отделке станций широко использованы мрамор, полированный гранит, мозаика, декорированные светильники и прочие украшающие оригинальные архитектурные элементы, стилизованные от классики до хайтека.

Все станции имеют по два вестибюля с выходами в город, некоторые из которых не открыты. Из вестибюлей на станциях «Проспект Победы», «Козья слобода» выходы устроены в крытых наземных павильонах, на станциях «Площадь Тукая», «Кремлёвская» один из выходов встроен в здания, остальные выходы на станциях устроены в виде спуска в подземный переход. При станциях «Площадь Тукая», «Кремлёвская», «Проспект Победы» есть подземные торговые галереи.

Станция «Козья слобода»

Станция «Кремлёвская»

Станция «Площадь Тукая»

Станция «Суконная слобода»

метромост со станцией «Аметьево»

Станция «Аметьево»

Станция «Горки»

Станция «Проспект Победы»

Станция «Яшьлек (Юность)»

Станция «Северный Вокзал»

Станция «Авиастроительная»

В казанском метрополитене имеется 16 эскалаторов: на станциях «Проспект Победы» и «Козья слобода» по 7 эскалаторов производства ThyssenKrupp и 2 эскалатора на станции «Кремлёвская» производства Otis Elevator Company.

Казанский метрополитен использует современный отечественный подвижной состав. Все вагоны в Казани оснащены асинхронным тяговым приводом, который позволяет повысить надежность и обеспечить экономию электроэнергии.

К пуску первой очереди Казанского метрополитена были закуплены вагоны серии 81-553.3 (головные моторные), 81-554.3 (промежуточные моторные), 81-555.3 (промежуточные прицепные) «Казань», изготовленные ЗАО «Вагонмаш» в Санкт-Петербурге в сотрудничестве с фирмой Škoda Dopravní technika (Чехия, город Пльзень) (последняя предоставила асинхронный тяговый привод). В течение 2005 года поставлено пять составов из вагонов типа «Казань». Каждый состав состоит из четырёх вагонов: двух головных моторных, одного промежуточного моторного и одного промежуточного безмоторного, вместимость каждого из которых — 250 человек. Длина станций позволяет при необходимости увеличить число вагонов до пяти. На подвижном составе установлена модернизированная версия системы автоведения «Движение» петербургской разработки.

Эксплуатационная составность поездов:

Внедрена система автоведения. Движение поездов может осуществляться без участия машиниста. За ним остаются функции контроля за работой автоматики.

Производство вагонов типа 81-55x.3 на «Вагонмаше» было прекращено. Для обеспечения подвижным составом линии, увеличившейся за счёт пуска станции станции «Проспект Победы», к началу 2009 года планировалось приобрести вагоны совершенно другого типа — серии 81-740.1/81-741.1 «Русич» производства завода ЗАО «Метровагонмаш» в городе Мытищи. В течение 2009 года планировалось поставить пять составов из вагонов типа «Русич». Но государственный контракт на поставку вагонов «Русич» заключен не был, вместо них планировалось приобрести вагоны 81-55x.4 «Казань-2», мелкосерийное производство которых, однако, на «Вагонмаше» запущено не было.

В итоге в конце 2010 года было вновь решено приобрести составы «Русич», но самой последней модификации — 81-740.4/81-741.4, с увеличенным количеством дверей и кондиционированием пассажирского салона. На приобретение трёх составов было выделено 700 млн рублей, цена контракта составила 699 978 111 рублей. Первый состав прибыл в Казань 28 января 2011 года и с 16 февраля эксплуатируется на линии. Следующие два состава были отгружены 23 февраля 2011 года и прибыли в Казань 26 февраля. 9 апреля 2012 года поступили ещё три трёхвагонных состава типа 81-740.4К/81-741.4К «Русич». К пуску трёх станций в 2013 году приобретена партия из трёх трехвагонных поездов. Поезда прибыли в депо в декабре 2012 года.

Каждый состав «Русич» состоит из трёх двухсекционных сочленённых моторных вагонов: двух головных и одного промежуточного, вместимость каждого из которых — около 350 человек.

Эксплуатационная составность поездов:

Для служебной работы (перегона вагонов, перевозки хозяйственных грузов, маневровых работ) в Казанском метрополитене применяются контактно-аккумуляторный электровоз 81-582 с асинхронным тяговым приводом и мотодрезина АГМУ-5583.

Контактно-аккумуляторный электровоз типа 81-582 был переоборудован из опытного электровагона 81-560 «Ритор» и поэтому внешним видом повторяет пассажирский вагон, но в отличие от него оснащён двумя кабинами, а в его салоне находится тяговая аккумуляторная батарея и прочее оборудование для работы, не зависящей от контактного рельса.

Первый аналогичный контактно-аккумуляторный электровоз типа 81-580 был сделан и введён в эксплуатацию в 2002 году в Петербургском метрополитене.

Электродепо первой и единственной линии Казанского метрополитена расположено на Танкодроме напротив Казанской ярмарки. Оно занимает территорию в 15 гектаров.

Здание депо рассчитано на 82 вагона. В перспективе после завершения строительства второй и третьей линий, для них будут построены отдельные электродепо — в Азино и у Оргсинтеза.

Съезды к депо отходят от правого и левого тоннелей у станции «Аметьево» — в окрестности улицы Даурская.

Гейт с железной дорогой к запуску первой очереди достроен не был, поэтому вагоны транспортировались в депо на волокуше со станции Вахитово.

Помимо разветвления путей и ангаров отстойно-ремонтного корпуса, в депо также имеются объединённые с цехом мастерские для электровозов, также есть отделение для покраски и камера мойки и обдувки, административно-бытовое здание с помещениями для управленческого и инженерного персонала, столовая, личные помещения, медицинский пункт и тому подобное. На территории депо имеются открытые и крытые спортивные площадки и прочее.

На строительство электродепо было затрачено 800 млн рублей по ценам 2004 года.

Работы по созданию архитектурного проекта депо вела группа архитекторов во главе с А. Ф. Хисамовым из института «Казгражданпроект». Первоначальный аванпроект 1998 года и технический рабочий проект 2003 года были созданы институтом «Минскметропроект». Непосредственно строительство было начато компанией «Казтранстрой» в 1999 году и закончено в 2005.

Инженерный корпус Казанского метрополитена расположен рядом со станцией «Суконная слобода» по улице Эсперанто, дом 8. В здании находится управление метрополитена МУП «Метроэлектротранс» (в прошлом МУП «Казанский метрополитен»). Инженерный корпус перестроен из здания, где раньше располагался деловой центр. Первоначально планировалось строить новое здание силами компании «Казтрансстрой» по рабочему плану института «Казгражданпроект».

В вестибюлях станций Казанского метро имеются кассы и установлены турникеты производства петербургской фирмы «Электронные системы» («ЭлСи») с неавтоматическими тройными металлическими заградительными брусьями, перемещаемыми пассажирами при проходе.

Оплатить проезд можно тремя способами:

Смарт-карты необходимо поднести к индикатору контроля турникета, на расстоянии до пяти сантиметров, данные обрабатываются за 0,1 секунды. Ресурс смарт-карты метрополитена можно проверить в валидаторах, установленных во всех вестибюлях станций, ресурс транспортной карты -в терминалах пополнения.

Стоимость проезда:

Казанское метро признано самым безопасным в России. На станциях «Проспект Победы» и «Суконная Слобода» есть полный комплекс, предназначенный для досмотра пассажиров и багажа, включая рентген-интроскопы наподобие устанавливаемых в аэропортах и абсолютную новинку казанских транспортников — сканер «Homo Scan», позволяющий за пять секунд провести полный досмотр пассажира. Вход на станцию контролируют не только несколько рамок металлоопределителей, а также приборы по обнаружению взрывчатых и наркотических веществ.

Также в казанском метро существует единственный в России объединенный центр диспетчерского управления, который включает в себя поездного диспетчера, диспетчера электромеханических устройств и диспетчера электроснабжения. Планируется совместный с МЧС и МВД диспетчерский центр «ОКСИОН».

Заместитель руководителя Федерального агентства железнодорожного транспорта Леонид Бершанский называл казанский метрополитен уверенным лидером среди всех региональных метрополитенов России по части внедрения системы комплексной безопасности на транспорте.

На первой, Центральной линии к 2015 году планируется сдать в эксплуатацию ещё одну станцию («Дубравная»), пересадочную на будущую вторую линию.

Планируются ещё 3 новые линии: Савиновская, Приволжская, Заноксинская.

По состоянию на 2013 год первая, Центральная линия существует в виде десяти станций: «Проспект Победы», «Горки», «Аметьево», «Суконная слобода», «Площадь Габдуллы Тукая», «Кремлёвская», «Козья слобода», Яшьлек (Юность), Северный Вокзал и Авиастроительная.

Затем линия будет продлена к 2015 году на юго-восток до станции «Дубравная», которая будет находиться в квартале от станции «Проспект Победы», но необходима для пересадки на вторую Савиновскую линию, идущую в Азино.

В перспективе планируется продлить линию в новый жилой район Новые Горки (Медянский) и на севере в микрорайон Жилплощадка и в новый жилой район Бобыльский.. Всего Центральная линия будет состоять из 18 станций.

Предполагалось соорудить первый участок второй, Савиновской (Савиновско-Азинской) линии к футбольному Чемпионату мира 2018 года в «спальный» район Новое Савиново от пересадки с Центральной линии на станции «Декабристов». Затем этот участок будет продлён до завода Казанькомпрессормаш и до Горьковского шоссе. Также должен быть сооружён отдельный южный участок линии до «спального» района Азино от станции «Дубравная» Центральной линии. В 2012 году было представлено намерение соорудить на линии первым южный азинский участок. Позже две временно отдельные ветки соединятся в одну линию через Царицыно и Мамадышский тракт.

Приволжская (Приволжско-Савиновская) линия пройдет от станции аэроэкспресса «Вахитово» и микрорайона Суконная слобода в центре города (от пересадки с одноимённой станции Центральной линии) через парк Горького и реку Казанку в «спальный» район Новое Савиново.

Заноксинская линия пройдет от парка Горького (в перспективе — от Кремля) в центре города через «спальный» район Азино в перспективный жилой район Заноксинский.

В Казанском метрополитене на станциях первого пускового участка (Кремлевская, Пл. Тукая, Суконная Слобода, Аметьево, Горки) работает сотовая связь ведущих операторов России (МТС, Мегафон, Билайн).

Первый оператор — компания «Билайн» предоставила свою связь на центральных станциях уже спустя три месяца после открытия метро, а через 1,5 года были полностью подключены все станции первого пускового участка. К лету 2006 года на всех открытых тогда станциях заработала связь «Мегафона», а с лета 2007-го — «МТС». На центральных станциях есть пункты продаж этих операторов.

Впервые в России в Казанском метрополитене для обеспечения непрерывности мобильной связи были проложены специальные кабели по всему протяжению тоннелей. Кабели, созданные по принципу щелевой антенны, используются для служебной связи.

В 2012 году завершилась модернизация сети "Билайн". Именно эта сеть покрыла все существующие станции сетью третьего поколения.

↑ Показывать компактно