Дата статьи, тематика статьи

Гонконгский метрополитен

Не снимайте пометку о выставлении на переименование до окончания обсуждения.

Дата постановки — 4 марта 2012.

Великобритания

(до 1997),

КНР

(с 1997)

Гонконг

1 октября 1979

3,945 млн (2012)

1,444 млрд (2012)

Гонко́нгский метрополите́н (кит. 港鐵; англ. Mass Transit Railway, МФА: [mæs ˈtɹæn.zɪt ˈɹeɪlweɪ], сокр. MTR) — сеть линий метрополитена в Гонконге (Китай). По состоянию на начало 2012 года насчитывает 210,6 км путей и 152 станции, включая 68 станций скоростного трамвая. С 2000 года Гонконгским метрополитеном управляет компания MTR Corporation. До этого MTRC (MTR Corporation) полностью была подчинена правительству Гонконга. По состоянию на первую половину 2009 года, доля MTR, работающей по принципу франчайзинга, на рынке пассажирских перевозок составляет 42 %, что сделало его наиболее популярным видом транспорта в Гонконге. На всех линиях, кроме автоматизированной Диснейленд, поезда управляются машинистом.

В 1960-х правительство Гонконга поручило провести исследование, целями которого были попытки решения проблемы растущего пассажиропотока, вызванного ростом экономики Гонконга. Строительство метрополитена началось вскоре после завершения исследования, первая линия открылась в 1979 году. Гонконгский метрополитен сразу стал пользоваться популярностью среди жителей Гонконга, как следствие последующие линии были построены, с тем расчётом, чтобы охватить как можно бо́льшую территорию. Постоянно возникают споры о том, где и как расширять линии.

В 1960-х возникла необходимость обеспечить растущий транспортный поток на дорогах, возникший в связи с быстрым ростом Гонконгской экономики. Исследованием транспортной системы Гонконга занялась британская консалтинговая компания «Freeman, Fox, Wilbur Smith & Associates». Их исследование было основано на прогнозе роста численности населения, которое к 1986 году должно было достигнуть 6 868 000 чел. 1 сентября 1967 года отчет о проведенном исследовании был передан властям города, в этом исследовании рекомендовалось строительство системы линий метрополитена общей протяженностью 64 км. Предполагалось, что четыре железнодорожные линии (Линия Куньтхон из Western Market в Ma Yau Tong, линия Чхюньвань из Эдмиралти в Чхюньвань, линия Айленд из Kennedy Town в Chai Wan и линия Ист-Коулун из Wo Liu Hang в Tsim Sha Tsui) будут построены в шесть этапов, с поочередными сроками сдачи в период между декабрём 1973 и декабрём 1984 года. 14 февраля 1968 года исследование было направлено на рассмотрение в законодательный орган Гонконга[уточнить]. В этом исследовании было представлено детальное расположение линий и станций.

По мере поступления свежих демографических данных в 1966-68 гг., эксперты пересмотрели результаты первого исследования. Теперь ожидаемая численность населения к 1986 году была более чем на 1 млн меньше и составляла 5 647 000 чел. Исходя из этого, масштаб запланированной железнодорожной системы был несколько уменьшен. Небольшой дополнительный доклад был представлен 22 марта 1968 года, небольшие поправки были внесены в него в июне этого же года.

В 1970 году система с четырьмя линиями была спланирована и изложена в новом докладе британских экспертов «Гонконгские общественные перевозки: Дополнительное исследование» (Hong Kong Mass Transit: Further Studies). Согласно проекту, первыми должны были быть построены линии Куньтхон, Чхюньвань, Айленд и Ист-Коулун. Однако построенные в дальнейшем линии, частично отличались от проекта «Freeman, Fox, Wilbur Smith & Associates»

В 1972 году власти Гонконга приняли решение о строительстве 20-тикилометровой системы метро. Переговоры с четырьмя крупными строительными консорциумами начались в 1973 году. Власти намеревались провести тендер на весь проект, на основе британского плана. Японский консорциум подписал соглашение на строительство системы в начале 1974 года, но в декабре этого же года он его изъял из-за опасения нефтяного кризиса.

В начале 1975 года для наблюдения за проектом была учреждена правительственная организация «Mass Transport Provisional Authority». Ею было объявлено, что общая длина линий метрополитена будет сокращена до 15,6 км (так называемая Модифицированная первоначальная система). Вскоре, правительство Гонконга основало MTR Corporation для развития и эксплуатации железнодорожного общественного транспорта, которая заменила «Mass Transport Provisional Authority».

Строительство модифицированной первоначальной системы (сейчас часть линии Куньтхон и Чхюньвань) началось в ноябре 1975 года. Северный участок был закончен 30 сентября 1979 года и на следующий день был открыт. Поезда на этом маршруте шли от ст. «Сэккипмэй» на станцию «Куньтхон». Маршрут из Чимсачёй в Сэккипмэй открылся в декабре 1979 года. Первые станции были разработаны под руководством Роланда Паулетти (Roland Paoletti), главного архитектора Гонконгского метрополитена.

В 1980 году был открыт железнодорожный тоннель через бухту Виктория, и линия Куньтхон была расширена до станции «Сентрал», которая находится на острове Гонконг. Чтобы улучшить пропускную способность линии, составность поездов была увеличена до шести вагонов,.

В 1977 году правительство одобрило строительство линии Чхюньвань, в то время известной как Tsuen Wan Extension. Работы начались в ноябре 1978 года. В результате, MTR-система была увеличена на 10,5 км, за счёт построенного участка от станции «Принс-Эдвард» до «Чхюньвань». Линия начала работу 10 мая 1982 года. Общая стоимость строительства составила (без учёта инфляции) 4,1 млрд. HK$ (526 млн. US$). На линии Чхюньвань, между станциями «Чхёнсаван» и «Самсёйпоу» планировалось строительство станции, но этот проект так и не был воплощён. В 1982 году, на линии Чхюньвань, между станциями «Лайкин» и «Лайчикок» была построена ст. «Мэйфу».

Когда линия Чхюньвань начала свою работу, изменился маршрут линии Куньтхон, участок от ст. «Argyle» до ст. «Chater» (позже станции переименованы на «Монкок» и «Ceнтрал» соответственно) стал продолжением линии Чхюньвань, таким образом, станция «Ватерлоо» (позже была переименована в «Яуматэй») стала конечной станцией линии Куньтхон, а станции «Принс-Эдвард» и «Argyle» стали пересадочными. Это изменение было сделано, из-за того что проектировщики ожидали больший пассажиропоток на линии Чхюньвань нежели на линии Куньтхон. Этот прогноз оказался точным, требовался прямой объезд из северо-запада Новых территорий на остров Гонконг, по этой причине, в 1998 году была запущена линия Тунчхун с пересадочной станцией «Лайкин». На линии Чхюньвань планировалось строительство ещё одной станции, которая располагалось бы на западе округа Чхюньвань и являлась бы ответвлением от основной линии, но этот проект так и не был реализован, несмотря на то что под строительство станции земля была выделена.

В декабре 1980 года Гонконгские власти официально утвердили строительство линии Айленд. Строительство началось в октябре 1981 года. 31 марта 1985 года линия Айленд была открыта. Линия обслуживала участок между станциями «Эдмиралти» и «Чхайвань». Станции «Эдмиралти» и «Сентрал» стали пересадочными на линию Чхюньвань. Кроме того, составность поездов была увеличена до восьми вагонов. 23 мая 1986 года, с опозданием на один год, открылся участок линии Айленд от ст. «Эдмиралти» до ст. «Сёнвань».

В 1984 году власти одобрили строительство туннеля «Восточная гавань» (Eastern Harbour Crossing), этот тоннель используется как автомобилями, так и поездами Гонконгского метрополитена. 5 августа 1989 года линия Куньтхон была расширена, её путь проходил через бухту Виктория, до станции «Кэрри-Бэй», которая стала пересадочной станцией на линию Айленд. Промежуточная станция «Ламтхин» на линии «Куньтхон» открылась 1 октября 1989 года.

Гонконгский аэроэкспресс и линия Тунчхун начали свою работу в 1998 году. Решение строить международный аэропот на острове Чхеклапкок, заменив не справляющийся с пассажиропотоком аэропорт Кайтак, было принято в октябре 1989 года. Власти пригласили MTRC (MTR Corporation) строить железнодорожную линию в аэропорт, тогда известную под именем Lantau Airport Railway. Строительство началось в ноябре 1994 года.

Новая линия была включена в смету постройки нового аэропорта, так как он не мог существовать без связи с общественным транспортом. К строительству была также привлечена MTRC, создававшая планы новых станций.

Сегодня, железнодорожная линия Lantau Airport Railway — это две линии метрополитена: Тунчхун и Аэропорт-Экспресс. Линия Тунчхун была официально открыта 21 июня 1998 года Главой Исполнительного Совета Гонконга Тун Чи Хва (Tung Chee Hwa), работа линии началась на следующий день. Линия Аэропорт-Экспресс открылась 6 июля 1998 года, вместе с новым международным аэропортом.

Зарегистрироваться на авиарейс можно на станциях «Гонконг» и «Коулун». Носильщики могут помочь перенести багаж с поездов и на поезда. Аэроэкспресс второе по популярности средство транспорта в аэропорт, после автобуса. В 2006 году железнодорожная линия перевозила 23 % пассажиропотока в аэропорт и обратно. Однако самый пик перевозок был достигнут в 1999 году, тогда на линию приходилось 32 % пассажирских перевозок между аэропортом и городом.

Расширение линии Куньтхон было инициировано вследствие автомобильных заторов в районе Кэрри-Бэй и постоянных жалоб пассажиров на пятиминутную ходьбу от платформы линии Айленд до платформы линии Куньтхон. Чтобы сократить количество заторов, линия Куньтхон была продолжена на о. Гонконг, от ст. «Кэрри-Бэй» и до ст. «Норт-Пойнт», по тоннелю, длиной 4,2 км. Строительство началось в сентябре 1997 года, в сентябре 2001 года, оно было завершено. Стоимость проекта составила 3 млрд HK$ (385 млн US$).

Строительство линии Чёнкуаньоу было одобрено 18 августа 1998 года. Линия должна была обслуживать районы с повышенной плотностью населения. Строительство началось 24 апреля 1999 года, официальное открытие состоялось в 2002 году. Линия проходит через тоннель «Восточная гавань» (Eastern Harbour Tunnel), по которому ранее проходил маршрут линии Куньтхон, от ст. «Поулам» до ст. «Норт-Пойнт». Когда линия Чёнкуаньоу была открыта, маршрут линии Куньтхон был отведён в сторону только что построенной для новой линии ст. «Тхиукинлэн» (Tiu Keng Leng Station). Расходы на строительство были частично покрыты Гонконгскими властями и частным застройщиком.

Во время строительства линии Тунчхун, было запланировано строительство железнодорожного коридора, обслуживающего северо-запад новых территорий. Площадь для расширения узловой станции и строительства двух дополнительных путей для того, чтобы поезда Аэроэкспресса могли двигаться без остановки, между станциями «Олимпик» и «Лайкин» была зарезервирована. Вскоре началось строительство. Проект заключал в себе модернизацию узловой станции «Мэйфу» (тогда уже построенной, но работающей только на линии Чхюньвань), которая модифицировалась, чтобы обеспечить пешеходный переход на строящуюся в то время Западную линию. На станции «Намчхён» (пересадочная станция на линии Тунчхун), которая совместно управлялась MTRC и KCRC (Государственная железнодорожная корпорация) велись строительные работы по увеличению станции в четыре раза, были построены два дополнительных пути, длиной четыре км, что позволило бы поездам линии Тунчхун останавливаться на ст. «Намчхён» не мешая поездам аэроэкспресса.

Работы были завершены поэтапно. Станция «Намчхён» и модернизированная ст. «Мэйфу» открылись одновременно с Западной линией, 20 декабря 2003 года. Южный участок Западной линии (Kowloon Southern Link) от ст. «Намчхён» до ст. «Ист Цзинь Ша Цзуй» был открыт 16 августа 2009 года.

Узловые станции между линиями Чхюньвань и Куньтхон, между линиями Айленд и Чёнкуаньоу, а также между линиями Куньтхон и Чёнкуаньоу являются кросс-платформенными, в которых пассажир, покинув поезд на одной стороне платформы, садится в поезд другой линии на другой стороне. Например, когда пассажир, который едет на линии Куньтхон по направлению к станции «Тхиукинлэн» высаживаются на станции «Яутон», что позволяет ему, переходя через платформу пересаживаться на другой поезд линии Чёнкуаньоу и ехать в другую сторону, по направлению к станции «Норт-Пойнт» или к станциям «ЛОХАС-Парк» или «Поулам». Узловые станции стали более удобными для пассажиров, у них теперь нет нужды менять этажи станций разных линий. Такая организация движения действует, когда в пересадочный узел входят две платформы, на каждую из которых прибывают поезда разных линий, движущихся приблизительно в одном направлении. На станциях «Коулун-Тхон» («Коулун-Тонг»), «Сентрал», «Гонконг», «Намчхён», «Мэйфу», «Tай Вай» и «Санни-Бэй» переходы другого типа.

На уменьшение загруженности перехода между линиями Куньтхон и Восточной линией были направлены основные работы. Модернизация станции «Коулун-Тхон» началась в июне 2001 года. Чтобы справится с растущим пассажиропотоком, 15 апреля 2004 года были открыты новый пешеходный переход к южному вестибюлю на ст. «Коулун-Тхон» и новый вход (Exit D). Модернизация станции «Чимсачёй» подразумевала реконструкцию самой станции и вестибюля, что облегчило проход из ст. «Чимсачёй-Ист» по пешеходному переходу. Новые входы на станцию были открыты 19 сентября 2004 года (Exit G) и 30 марта 2004 года (Exit F).

Линия Маонсань была построена государственной компанией KCR (Kowloon-Canton Railway) для того, чтобы обслуживать жилые районы Маонсань и City One, но MTRС также была привлечена к работе на линии. Линия в большинстве своём проходит по виадуку (путепроводу). Единственный раз поезда проходят не по виадуку, когда железная дорога пересекается с шоссе № 2, затем она снова поднимается на него. На линии установлено, в отличие от всего остального метрополитена, правостороннее движение поездов; это сделано для того, чтобы пассажирам было легко пересаживаться с линии Маонсань на Восточную линию. Большинство пассажиров пользующихся линией выходят на ст. «Taй Вай», чтобы пересесть на Восточную линию.

Линия Диснейленд, ранее называлась Penny’s Bay Rail Link, обеспечивает транспортными услугами Гонконгский Диснейленд, который был открыт 12 сентября 2005 года. Станция «Санни-Бэй» на линии Тунчхун открылась 1 июня 2005 года. Новая линия, длиной 3,5 км и станция «Диснейленд» открылись 1 августа 2005 года. Линия представляет собой однопутную железнодорожную ветку, проходящую между двумя своими единственными станциями «Санни-Бэй» и «Диснейленд». Дизайн станции «Диснейленд» выполнен в викторианском стиле, в оформлении также используется тематика Диснейленда. В вагонах окна и поручни выполнены в форме, напоминающей голову Микки Мауса, а интерьеры украшают бронзовые статуэтки Диснеевских героев. В настоящее время линия полностью автоматизирована. Поезда ходят без машиниста каждые 4-10 минут.

Новая станция «AsiaWorld-Expo» на линии Аэропорт-Экспресс обслуживает новый международный выставочный центр за Гонконгским аэропортом известный как AsiaWorld-Expo. Станция открылась 20 декабря 2005 года вместе с выставочным центром. Чтобы справиться с растущим пассажиропотоком, на линии Аэропорт-Экспресс стали использовать восьмивагонные составы, вместо предыдущих семивагонных. Во время крупных выставок и мероприятий дополнительные составы будут также выведены на линию Тунчхун.

5 октября 2000 года оператор Гонконгского метрополитена MTRC стала первой железнодорожной компанией Гонконга, которая была приватизирована, что положило начало инициативе прекращения финансирования общественного транспорта из правительственных фондов. До этого котировка MTRC на Гонконгской фондовой бирже была полностью подчинена правительству. Предложение предполагало продажу около одного миллиарда акций, а у компании сейчас крупнейшая акционерная база из всех компаний, зарегистрированных в Гонконге. В июне 2001 года MTRC была передана на фондовый индекс Hang Seng.

MTRC имеет застроенные земельные участки рядом со станциями, что только дополняет уже успешную коммерческую деятельность железной дороги. Многие недавно построенные станции были включены в крупные жилые микрорайоны или торговые комплексы. Например, станция Чхинъи построена рядом с принадлежащими MTRC торговым центром «Приморская площадь» (Maritime Square) и крупным жилым районом Tierra Verde.

11 апреля 2006 года MTRC подписала не влекущую за собой юридических обязательств договорённость с Гонконгским правительством, которое владело железнодорожной корпорацией Kowloon-Canton Railway (KCRC) об объединении семи линий, принадлежащих MTRC и трёх линий, а также системы скоростного трамвая, принадлежащих KCRC в единую систему Гонконгского метрополитена, несмотря на сильный протест персонала KCRC. Акционеры корпорации, не владеющие контрольным пакетом акций, на внеочередном общем собрании 9 октября 2007 года одобрили план MTRC взять на себя роль оператора Гонконгского метрополитена, а 2 декабря 2007 года было произведено соединение систем оплаты проезда двух сетей.

2 декабря 2007 года KCRC дала согласие на 50-тилетнюю концессию (которая может быть продлена) MTRC, таким образом произошло объединение двух корпораций под управлением MTRС. Наряду с этим, MTRC поменяло своё китайское название 地鐵有限公司 (Subway Limited Company) на 香港鐵路有限公司 (Hong Kong Railway Limited Company), но английское название осталось неизменным. После объединения, в сеть MTR включились ещё три линии метрополитена: Восточная линия, Западная линия и линия Маонсань, а также система скоростного трамвая и железнодорожная линия Коулун — Кантон, связывающая Гонконг с Гуанчжоу.

28 сентября 2008 года зоны тарифов всех городских линий и линий Маонсань, Западной и Восточной (ранее принадлежавшие KCRC) были объединены. Теперь пассажиры могли передвигаться по Гонконгу с помощью двух разных железнодорожных сетей, используя один билет, кроме пересадки между станциями Чимсачёй и Восточный Чимсачёй, где нужны два билета. В обращение были также выпущены скидочные октопус-карты для студентов.

Несколько перспективных проектов по Гонконгскому метрополитену MTRC представила Гонконгскому правительству, некоторые проекты уже тогда находились на стадии строительства. Сеть была значительно расширена после объединения MTRC и государственной KCRC. После заключения Меморандума о взаимопонимании и концессионного соглашения между KCRC и MTRC, железнодорожная сеть KCRC перешла под управление MTRC минимум на 50 лет. Проекты линий, начатые KCRC, реализует теперь корпорация MTR. Например, предполагалось, что на планируемой железнодорожной ветке Sha Tin to Central Link, строительство которой начнётся в конце 2012 года, будет работать только компания KCRC, которая эту линию проектировала с 2002 года, но позднее было решено, что после окончания строительства, линия будет обслуживаться MTRC.

В настоящее время создаётся резервный фонд для развития существующей инфраструктуры Гонконгского метрополитена. Строятся новые подземные переходы для более удобного прохода к станциям. Перспективное предложение расширить существующую линию Куньтхон к району Whampoa Garden, было представлено в апреле 2006 года. В марте 2008 года правительство приняло решение возобновить дальнейшие планы и проекты по расширению линии Куньтхон и строительству ветки Sha Тin to Central Link, что приветствовалось корпорацией МTR. Строительство расширенной линии Куньтхон ориентировочно завершится в 2015 году, а ветки Sha Тin to Central Link в 2019 году.

Предложения по строительству Западной Айленд линии и Южной Айленд линии, впервые были представлены властям корпорацией MTR, 21 января 2003 года, но одобрены они были только 30 июня 2005 года после сильных видоизменений. Этот проект включает в себя строительство Западной Айленд линии, которая является расширением линии Айленд к району Kennedy Town и Южной Айленд линии, её восточный участок будет проходить от станции Эдмиралти на остров Аплэйчау, а западный участок соединит Западную Айленд линию с восточным участком Южной Айленд линии. Строительство Западной Айленд линии началось 10 августа 2009 года и будет завершено в 2014 году. Строительство восточного участка Южной Айленд линии ориентировочно завершится в 2015 году.

Также предлагается построить линию, которая связывала бы Западную и Восточную линию. Железнодорожная линия Northern Link будет связывать Западную линию с линией Lok Ma Chau Spur, которая является расширением Восточной линии.

По годовому пассажиропотоку, который в 2012 году составил 1 443 735 000 чел (без учёта пассажиропотока на скоростном трамвае), Гонконгский метрополитен занимает 4-е место в Китае и 10-е в мире. Средний пассажиропоток за день составляет около 3 944 631 чел.

В Гонконгском метрополитене всего четыре транспортных командных пункта, отвечающие за пассажиропоток и контроль поездов на разных линиях.

У различных станций Гонконгского метрополитена работают подвозящие автобусы. Их маршруты имеют одну или две остановки в жилых микрорайонах. Автобусы на Западной линии ходят под брендом MTR, но обслуживаются компанией Kowloon Motor Bus. Трансферы MTR до станций метро увеличивают выручку корпорации.

Архитектура и дизайн Гонконгского метрополитена подчинены чисто утилитарной цели. Художественному оформлению станций практически не уделено внимания. При высоком уровне ежедневных пассажирских перевозок, средства обслуживания общедоступны (для людей с ограниченными возможностями) и построены на продолжительный срок службы. После крупномасштабной реконструкции, MTR система стала в большинстве случаев доступна для инвалидов — в поездах были выделены места для инвалидных колясок, на станциях есть специальные напольные плитки, которые являются ориентиром для слепых и обеспечивают их безопасность на платформе, для инвалидов-колясочников на станциях предусмотрены широкие входные двери.

Помимо обычных схем метрополитена, во многих составах установлены наддверные маршрутоуказатели. Также в вагонах имеются панели с бегущей строкой и информационные дисплеи, которые отображают такого рода сообщения, как объявления следующих станций, а также другие сообщения, так или иначе относящиеся к работе метро.

Стопроцентный доступ к GSM (GSM-900 и GSM-1800), CDMA и D-AMPS обеспечен на всём протяжении метрополитена, на станциях и в тоннелях. В настоящее время 3G сеть покрывает все станции и тоннели (кроме подземных участков на Западной и Восточной линии). В метро представлены телекоммуникационные операторы Hutchison 3G, SmarTone-Vodafone и PCCW. Пассажирам предоставлена абонентская услуга видеозвонок, с ней пассажиры могут делать видеозвонки и иметь доступ к скоростному видеоконтенту на своих мобильных телефонах независимо от того, находится ли поезд над землёй или под ней. В то же время, MTR собирается обеспечить весь метрополитен Wi-Fi. На сегодняшний день услуга уже действует на всех поездах линии Аэропорт-Экспресс, распространение этой услуги на другие линии в настоящее время обсуждается.

Когда Гонконгское метро начало работу, информационные объявления о прибытии на станции поездов дублировались на британском английском и на кантонском. Сейчас добавлен ещё классический китайский.

В отличие от многих других метрополитенов мира, многие линии Гонконгского метрополитена не имеют туалетов доступных для публичного пользования, несмотря на то, что их установка была предусмотрена. Пассажиры могут пользоваться только служебными туалетами по требованию. В 2006 году MTRC заявила, что не рассматривают реконструкцию имеющихся подземных туалетов, потому что возникают проблемы с установкой новых труб. Только станции на линиях Аэропорт-Экспресс, Диснейленд, Западная, Восточная и Маонсань имеют доступные туалеты. Во время обсуждения этого вопроса, в адрес MTRC со стороны Законодательного Собрания Гонконга поступила критика за нежелание установить туалеты на станциях основных линий. MTRC стала проводить анализ практической возможности установки туалетов на или вблизи наземных станций и согласилась учесть и туалеты при проектировании в будущем новых линий, при условии разрешения контрольно-надзорных органов, а также любых вопросов, поднятых местными жителями о местоположении наружной вентиляционной вытяжной выработки.

До приватизации MTRC, на станциях Гонконгского метрополитена находились только филиалы Hang Seng Bank и Maxim’s Catering, а также несколько торговых лавочек. С тех пор, на определённых станциях количество и разновидности магазинов возросли. Некоторые станции превратились в миниатюрные торговые центры. Банкоматы и круглосуточные магазины стали обычным явлением. MTR заключила договор с печатными изданиями на раздачу бесплатных журналов и газет на станциях метро. «Рекрут» (Recruit) был первым бесплатным журналом, который раздавался только на станциях Гонконгского метро (только на линиях MТRC) с июля 1992 года, но в июле 2002 года контракт был расторгнут. Другой журнал «Jiu Jik», который раздавался на станциях Гонконгского метрополитена два раза в неделю, заменил журнал «Рекрут» в качестве бесплатного журнала, публиковался South China Morning Post . «The Metropolis Daily» — первая бесплатная газета, публиковалась Metro International и раздавалась на станциях по будним дням, кроме государственных праздников, а в 2005 году появились «воскресные» газеты, например «Express Post», которая раздавалась каждую субботу, кроме праздничных дней. «The Metropop» — еженедельный журнал, в котором описываются культурные события и городская мода, также публикуется Metro International, стал раздаваться каждый четверг с 27 апреля 2006 года, спустя несколько месяцев после истечения срока раздачи другого журнала «Hui Kai Guide» в 2006 году. На станциях, которые находятся на линиях KCR Гонконгского метрополитена, раздаются две бесплатные газеты на китайском языке, а именно «am730» и «Headline Daily». MTRС поощряет чтение этих газет увеличением числа специальных купонов и акций, которые разыгрывают сами газеты, например бесплатную поездку в один из районов города.

В Гонконгском метрополитене эксплуатируются пять типов электропоездов и четыре типа подвижного состава скоростного трамвая. Так как в Гонконгском метрополитене ширина колеи на разных линиях различна, 1432 мм на MTR-линиях и 1435 мм (стандартная ширина колеи) на KCR-линиях, то соответственно составы на линиях MTR и KCR отличаются друг от друга ещё и расстоянием между внутренними поверхностями гребней колёс колёсной пары. Всё поезда метрополитена, кроме составов линии Аэропорт-экспресс и вагонов первого класса Восточной линии обладают большой пропускной способностью и пассажировместимостью. Вагоны в составах на линиях Куньтхон, Чхюньвань, Айленд, Тунчхун, Чёнкуаньоу, Маонсань и Восточной линии (вагоны класса «стандарт») имеют по пять широких дверей с каждой стороны, в то время как поезда линии Аэропорт-экспресс и вагоны первого класса Восточной линии (по одному в каждом составе) лишь две. Скоростной трамвай имеет три двери с левой стороны. Высокую пассажировместимость определяет расположение кресел и количество стоячих мест. В вагонах Скоростного трамвая, Аэроэкспресса и первого класса Восточной линии кресла располагаются друг за другом, а в последних двух не предусмотрены места для стоящих пассажиров, в остальных же составах диваны расположены вдоль стенок вагона, для стоящих пассажиров установлены горизонтальные поручни над диванами и/или вертикальные посередине прохода. В составах установлена дополнительная вытяжная вентиляция. Благодаря такой конфигурации, гонконгскому метрополитену удалось побить ряд рекордов пропускной способности, к примеру, пригородная Восточная линии, которая также относится к метро, за час в одном направлении перевезла 101 000 чел., а линия Чёнкуаньоу 85 000 чел, среди двупутных линий метрополитена — это самый высокий показатель, достигнутый в мире.

Все поезда на линиях Куньтхон, Чхюньвань, Айленд, Тунчхун, Аэропорт-Экспресс и Чёнкуаньоу состоят из восьми вагонов, поезда на Западной линии состоят из семи вагонов, а на линии Маонсань и Диснейленд из четырёх.

MTR Metro Cammell EMU(DC) (или M-Trains) — старейшие из эксплуатируемых в настоящее время составов в Гонконгском метрополитене. Вагоны типа M были выпущены в несколько серий (stocks), составы серии М (или СМ) самые старые из них. Они были построены на заводе Metro Cammell в Бирмингеме (Великобритания) в 1976 году, а в 1998 году были модернизированы австралийской компанией United Goninan. В вагонах серии М установлены сдвижные двери, в отличие от вагонов типов К и А (K-Stocks и A-Stocks), на которых используются прислонно-сдвижные двери. M-Trains обслуживают линии Куньтхон, Чхюньвань, Айленд, Чёнкуаньоу и Диснейлед.

На линии Диснейленд эксплуатируются капитально отремонтированные в 2005 году составы M-Trains. В ходе ремонта было кардинально изменено оформление салона, установлены новые окна, которые как и поручни выполнены в виде головы Микки-Мауса и поставлены новые диваны, но самое главное изменение заключается в том, что составы стали курсировать автоматизировано, на сегодняшний день это единственная линия Гонконгского метрополитена, где поезда могут ходить без машиниста..

Вагоны Adtranz-CAF EMU (или A-Stock) эксплуатируются на линиях Куньтхон и Аэропорт-Экспресс. Первоначально поезда были семивагонными, затем их составность увеличена до восьми вагонов. Поезда строились совместно Adtranz (сейчас Bombardier Transportation) и Construcciones y Auxiliar de Ferrocarriles (CAF) между 1994-97 гг.

Вагоны типа Rotem EMU (или К stock) построены совместно компаниями Mitsubishi Heavy Industries и Hyundai Rotem. Впервые были введены в эксплуатацию в 2002 году на линии Куньтхон, так как были менее шумными, нежели их предшественники — M-Trains. Позже, в 2006 году корпорацией MTR были дополнительно закуплены ещё 4 состава Rotem EMU с тем, чтобы справляться с растущим пассажиропотоком на линии Тунчхун. Вагоны K-Stock подвергаются массовой критике, отчасти это вызвано проблемами с безопасной работой дверей. Имели место случаи травмирования пассажиров неисправными дверьми, что привело к минимизации количества корейских поездов в метрополитене до тех пор пока не будет достигнута техническая исправность подвижных составов.

В октябре 2008 года MTR заключила контракт с компанией Changchun Railway Vehicles на поставку 10 новых составов, ещё 17 составов заказаны летом 2011 года. Новые поезда Гонконгского метрополитена были доставлены в Гонконг в 2011-12 гг. Составы CNR EMU (С-Stock) были введены в эксплуатацию на линиях Куньтхон и Чхюньвань, что сократило интервал между поездами на этих линиях, это удовлетворило растущий на них пассажиропоток. Так же как и в составах на линиях Маонсань, Восточной и Западной, в этих поездах установлены 22-дюймовые ЖК-телевизоры, на которые транслируются новости, развлекательные программы, а также реклама.

И на Восточной и на Западной линиях эксплуатируются поезда SP1900, а на линии Маонсань составы SP1950 (укороченная версия SP1900). Помимо SP1900, на Восточной линии также используются более старые поезда Metro Cammell EMU. Все поезда КСR-линий работают под напряжением 25 кВ переменного тока с частотой 50 Гц, в отличие от MTR-линий, где используется 1,5 кВ постоянного тока. В случае необходимости, возможно использование поездов двойного питания.

Эти две модели подвижного состава эксплуатировались на линиях Маонсань, Восточной и Западной и до объединения железнодорожных компаний. После объединения они существенно не изменились: была обновлена маршрутная карта, заменён логотип компании-оператора, а также произведён ряд других небольших изменений.

Подвижной состав, эксплуатирующийся в системе Скоростного трамвая, был заказан у трёх разных производителей: Commonwealth Engineering (Comeng), Kawasaki Heavy Industries и United Goninan. Составы предназначены ходить под напряжением 750 В постоянного тока по наземным внеуличным линиям с шириной колеи 1435 мм. Трамваи, как правило, состоят из одного или двух вагонов. В каждом вагоне имеется 26 сидячих мест, а максимальная пассажировместимость составляет около 300 чел.

В рамках 20 годовщины работы скоростного трамвая, вагоны были модернизированы. Составы стали лучше оборудованы с точки зрения лиц с ограниченными возможностями. MTRС отремонтировала 69 старых вагонов и закупила 22 новых. Первый состав был сдан в эксплуатацию в ноябре 2009 года. Весь проект завершился в 2011 году.

С момента объединения железнодорожных компаний, в Гонконгском метрополитене существует три категории пассажиров по оплате проезда: студенты, взрослые и льготники. Только дети младше 12 лет и пожилые граждане старше 65 лет могут претендовать на льготный тариф на всех линиях. Лицам в возрасте от 12 до 25 предоставляются скидки на проезд на всех линиях метрополитена кроме Аэропорт-Экспресс. Детей младше трёх лет разрешается провозить бесплатно (если их рост не превышает установленную норму).

Взяв любую станцию за начало маршрута, все остальные попадают в различные «зоны» тарифов, в зависимости от расстояния от начальной станции. Если начальная и конечная станции относятся к одной тарифной зоне, то стоимость проезда не зависит от их географической отдалённости друг от друга, но если станции относятся к разным зонам, то стоимость проезда возрастает с увеличением расстояния между ними, особенно если поездка включает пересечение бухты Виктория. Стоимость проезда на линии Аэропорт-Экспресс значительно выше. По особому, более дорогому тарифу рассчитывается стоимость проезда до конечных станций всех линий.

Стоимость билета для взрослых варьируется от 3 HK$ до 47,50$ (0,40 US$ ?6,15$). Льготный тариф обычно в два раза меньше, варьируется от 1,40 HK$ до 23,80$. Студенческий тариф равен стоимости детского и пенсионного билета, но если поездка совершается с конечной станции какой-либо линии, то стоимость проезда составляет сумму, равную взрослому тарифу. Студенческий тариф варьируется от HK$1,40 до $39,40.

В Гонконгском метрополитене до 2009 года, инвалидам не предоставлялся льготный проезд. В 2005 году, депутат Фернандо Чунг Цзю Хун (Fernando Cheung Chiu-hung) обратился к властям с письмом, в котором выступил с предложением ввести в метро льготный тариф для инвалидов. MTR согласилась предложить инвалидам льготный проезд за счёт фонда правительственной организации «Транспортный и жилищный отдел» (Transport and Housing Bureau) размером 2 млн HK$, только в марте 2009 года, но с условием, что Законодательный совет внесёт поправки в дискриминацию по инвалидности.

Проездной билет или октопус-карту можно купить в билетных автоматах, наряду с ними работают билетные кассы, в которых продаются туристические билеты, октопус-карты и другие индивидуальные билеты. Кредитные карты принимаются при покупки билетов только на линии Аэропорт-Экспресс. Сами билеты представляют собой карту с магнитной полосой

Октопус-карта — бесконтактная карта, использующаяся в электронной платёжной системе Гонконга, была разработана австралийской компанией ERG Group. Октопус-карты были введены в обращение в сентябре 1997 года для использования в Гонконгском метрополитене, но впоследствии получили большое распространение и сейчас используются повсеместно: в магазинах, ресторанах, кафе и других учреждениях, как средство электронной оплаты. Октопус-карты работают по принципу радиочастотной идентификации (RFID), это позволяет держателям идентифицировать её не вынимая из сумки или кошелька, достаточно просто поднести на близкое расстояние к считывателю. Тарифы в Гонконгском метрополитене несколько ниже при использовании октопус-карт, чем при использовании обычного билета, исключение составляет только линия Аэропорт-Экспресс. Например, стоимость трёхминутной поездки от ст. «Эдмиралти» до ст. «Чимсачёй» через бухту Виктория при использовании Октопус-карты составляет 7,7 HK$, а с обычным билетом 8,5 HK$.

Туристический билет предоставляет право на неограниченное число поездок в Гонконгском метро в течение месяца на всех линиях, кроме Аэропорт-экспресс, а также поездок в вагонах первого класса Восточной линии и на автобусах MTR. Каждый билет стоит $55 и имеется в наличии во всех центрах обслуживания клиентов MTR. Туристический билет должен быть использован в течение 30 дней со дня выдачи.

Предпринимаются различные действия, чтобы обеспечивать безопасность в Гонконгском метрополитене. Проводятся кампании по расклейке плакатов, на которых наглядно, в виде шуточных картинок изображаются правила пользования метрополитеном, например правила поведения на эскалаторе, подобные плакаты имеются на всех станциях. Также на станциях регулярно объявляются напоминания пассажирам по технике безопасности. Потенциально опасные действия в метрополитене преследуются по закону, например, подзаконный правовой акт запрещает перевозить в метро огнеопасные предметы или входить в поезд в момент закрытия дверей. За различные нарушение правил, может следовать наказание от денежного штрафа до тюремного заключения. Также запрещено курение, еда и питьё в тоннелях, в поездах и на станциях Гонконгского метрополитена.

Поезда и станции патрулируются полицейскими, полицейские посты имеются на большинстве станций. Гонконгская полиция имеет участок, отвечающий за метрополитен. На станциях ведётся видеонаблюдение.

На линиях Тунчхун, Аэропорт-Экспресс и Чёнкуаньоу станции закрытого типа. Стеклянные створки, отделяющие платформу от путей были заказаны в Швейцарии, у компании «Kaba Gilgen AG» и установлены на станциях в процессе строительства, хотя MTRC не сильно способствовала этому. Благодаря этим створкам, нахождение на платформе стало более безопасным, они предотвращают падение людей на рельсы. Однако первичная мотивация, была отделить станции от тоннелей, что позволило существенно сэкономить электроэнергию на вентиляцию тоннеля и кондиционирование станций. Также на многих станциях установлены стеклянные заграждения, высотой около 1 м, они не отделяют полностью станцию от путей, их цель — предотвратить падение людей на рельсы. MTR установит их на всех надземных станциях, кроме линий Маонсань и Восточной.

В июне 2000 года MTRC приступила к установке 2960 створок на всех станциях линий Куньтхон, Чхюньвань, Айленд. Масштабный проект завершился через шесть лет. Первые опытные образцы были установлены на станции «Чхойхун» в третьем квартале 2001 года. Установка на всех станциях была завершена в октябре 2005 года (первоначально планировалось завершить в 2006 году). Часть затрат была компенсирована за счёт пассажиров. По HK$0,10 на каждую поездку, было добавлено держателям октопус-карт.

В 1998 году MTRC сформулировала тезис «не только оставлять пассажирам больше времени для жизни, но также больше времени на искусство». Эта инициатива в MTRС оказалась удачной. Впоследствии концерты, выставки, показы произведения искусства пожилых и молодых художников, студентов, аспирантов и маленьких детей стали проводиться в метрополитене. MTRC показывала проекты новых станций. Экспонируются работы в различных формах, открытая художественная галерея, объединение художественных галерей, бродячее искусство, живое искусство и архитектура станций.

MTR и Гонконгcкая Любительская легкоатлетическая Ассоциация совместно проводят состязание по спортивной ходьбе каждую весну, начиная с 2005 года. Конкурс направлен на пропаганду здорового образа жизни в Гонконге. Забег начинается и заканчивается у станции «Сентрал», проходит по Chater Garden, Chater Road, Ice House Street и Des Voeux Road Central. Мероприятие привлекло свыше 800 человек в 2005 году и 1000 в 2006 году. Помимо самих гонконгцев, это мероприятие привлекает спортсменов из других стран.

↑ Показывать компактно