Дата статьи, тематика статьи

Волгоградский скоростной трамвай

Россия

Волгоград

СТ1: 5 ноября 1984,

СТ2: 1 декабря 2011

17,3 км

22 (СТ1: 19, СТ2: 15)

СТ1, СТ2

136 тысяч

50 млн чел.

Волгогра́дский скоростно́й трамва́й (Метротра́м) — система, насчитывающая 22 станции, расположенные на одной линии длиной 17,3 км. Из них участок длиной 7,1 километра в составе шести станций, расположенных в центре города (Площадь Ленина, Комсомольская, Пионерская, Профсоюзная, ТЮЗ, Ельшанка), проложен под землёй по стандартам метрополитена. Наземный участок перестроен из обычной трамвайной линии для обеспечения больших скоростей движения и минимизации пересечений с другими видами транспорта.

Ежегодные перевозки составляют около 50 млн пассажиров.[источник не указан 453 дня]

Журнал «Forbes» поставил Волгоградский скоростной трамвай на 4 место в списке 12 самых интересных трамвайных маршрутов мира благодаря тому, что туннели под землёй меняются местами без непосредственного пересечения.

В 1971 году в северном жилом районе было открыто новое трамвайное депо для обслуживания действовавшего 8-го маршрута и нового 9-го маршрута, который связал район трамвайного депо с линией по проспекту Ленина и Тракторным заводом. Процесс реконструкции линии трамвая продолжался до 1976 года. В 1976 году было принято решение о строительстве подземного участка под центром города с тремя станциями. По замыслу проектировщиков, трамвайные поезда при въезде в центр города уходили в тоннель мелкого заложения, проходили под проспектом Ленина с тремя остановками на станциях и после пересечения оврага реки Царицы разворачивались на кольце у площади Чекистов. Такое решение существенно уменьшало время в пути между центром города и северными районами, тем более, что 8-й маршрут трамвая непосредственно по центру не шёл, заканчиваясь у дома Павлова, где была пересадка на другие маршруты по Советской улице.

Подземный участок был построен за восемь лет и открылся 15 ноября 1984 года. 8-й маршрут трамвая был переименован в «СТ» и стал ходить от Тракторного завода до площади Чекистов. На северном участке линии до 1998 года сохранялась работа 9-го маршрута.

Строительство подземного участка и реконструкцию уже существовавшей наземной линии провели подрядчики «Волгоградстрой», «Приволжтрансстрой» и «Харьковметрострой» по проекту, разработанному филиалом Харьковметропроект института «Метрогипротранс». Эксплуатантом является МУП «Метроэлектротранс».

1 декабря 2011 года открылся второй пусковой участок линии — от «Пионерской» до «Ельшанки». По причине недостаточного количества трамваев с двухсторонним расположением дверей линия скоростного трамвая разделена на два маршрута. От ст. «Ельшанка» можно доехать без пересадки только до станции «Стадион „Монолит“», при этом работа первого участка СТ «ВГТЗ» — «Площадь Чекистов» сохранена в обычном режиме. Интервал движения в первое время составляет около 10 минут, но уже к середине 2012 года планируется закупить еще несколько единиц подвижного состава. В отдалённой перспективе планируется достичь интервала движения трамваев на данном участке 2-3 минуты.

Линия скоростного трамвая соединяет северные районы города с центром, проходя через пять городских районов из восьми. На всём своём протяжении она идёт вдоль проспекта имени В. И. Ленина, причём в северной своей части линия немного отдалена от проспекта и прижата к линии городской электрички, а в южной части проходит под бульварной частью проспекта.

Вся линия СТ является внеуличным видом общественного транспорта, поскольку не пересекает на одном уровне другие транспортные маршруты. В наземной части рядом со станцией Завод «Красный октябрь» расположен путепровод, пропускающий трамвайные пути под автомобильной дорогой с троллейбусной линией.

Среднее время движения по 1 маршруту — 32 минуты. Средняя скорость трамвая на 1 маршруте составляет 25,3 км/ч.

В настоящее время по линии курсируют двухвагонные составы. В выходные дни и в вечернее время могут встречаться одиночные вагоны. Основу подвижного состава скоростного трамвая составляют вагоны «Татра Т3» выпуска 1980—1987 годов. Необходимость в обновлении парка связана со строительством станций второй очереди с различным расположением платформ без пересечения тоннелей и разворотного кольца, для использования которых необходимы вагоны с двумя кабинами и дверьми на оба борта. В первой половине 1990-х годов проводились испытания на линии различных типов двухсторонних вагонов: чешской «Татры KT8D5», российских «ЛВС-8-1-93» и «71-611 (КТМ-11)».

Согласно заключённым контрактам ПТМЗ изготовил и поставил в Волгоград десять двухсторонних трёхсекционных вагонов ЛВС-2009(71-154). 29 декабря 2008 года состоялась презентация первого такого вагона в Волгограде, который получил бортовой № 5838. Второй вагон прибыл в Волгоград 31 мая 2009 года (бортовой № 5839). Вагоны «второго конкурса» были поставлены в течение 2011 года. (№ 5840, № 5841, № 5842, № 5843, № 5844, № 5845, № 5846)). Согласно третьему конкурсу к 21.05.2012 в Волгоград должны были быть поставлены еще 3 вагона. Однако прибыл только 5847, а к концу 2012 года завод-изготовитель практически перестал существовать.

Также на линии имеется трамвайный поезд 5836-5837 из вагонов типа Татра T3R.PV. В настоящее время вагоны Татра KT8D5, Татра T3R.PV и ЛВС-2009 работают на линии; вагоны 71-611 (КТМ-11) после эксплуатации во 2 депо были переданы в город Волжский в 2005 году, а ЛВС-8-1-93 был списан в январе 2009 года.

В перспективе планируется продление линии скоростного трамвая на юг до Волгоградского государственного университета — это будет третья очередь протяженностью 6,6 километра. Первоначально в её составе до 2015 года намечалось построить два перегона общей длиной 2,5 км со станциями «Районная» и «Сельхозакадемия», а до 2020 — ещё четыре длиной 4,1 км со станциями «Тормосиновская», «Панфиловская», «Микрорайон 231» и «Университет». Ранее предполагалось еще и сооружение четвертой и пятой очереди: от «Тракторного завода» до «Спартановки», а также новой ветки от «Площади Ленина» до жилых массивов Семь ветров и Жилгородок с выходом на Гумрак и посёлок Аэропорт. Однако в настоящее время об этом в прессе не упоминается.

4 февраля 2013 года министерство экономики Волгоградской области объявило тендер на разработку проекта третьей очереди скоростного трамвая с начальной ценой в 457 миллионов рублей.

В системе Волгоградского скоростного трамвая 22 станции.