Дата статьи, тематика статьи

Варшавский метрополитен

Польша

Варшава

7 апреля 1995 года

21,7 км

21

1

466 000 (в будние дни)

140,4 млн. (2011)

Варша́вский метрополите́н (польск. Metro Warszawskie) — система метрополитена в Варшаве. Является одной из новейших в Европе, первой и единственной в Польше. Открыт в 1995 году и по состоянию на 2012 год состоит только из одной линии (север—юг), соединяющей центр Варшавы с плотно населёнными южными и северными предместьями.

Строятся или планируются две другие линии системы варшавского метро.

Проект строительства метро в Варшаве существуют ещё с 1918 года, когда впервые появились планы постройки подземки в столице вновь образованного государства. Подземная железная дорога, как предполагалось, решит возникшую транспортную сложность плотно застроенного городского центра. Однако, постигший Польшу, как и весь мир, мировой экономический кризис, похоронил эти планы, дав дальнейшее развитие трамвайного хозяйства Варшавы. Вопрос о строительстве метро возобновился в Польше уже в 1930-х годах, тогда планировалось 2 линии подземной железной дороги, работы по которым начались в 1938 году, однако планам помешала Вторая мировая война. Сегодня небольшие участки того метро (туннели) служат винными погребами.

В 1950-х годах и для решения транспортных и для военных целей назрела необходимость строительства глубокого метрополитена, линия которого, пересекающая Вислу (с запада на восток), могла бы при необходимости служить подземным переходом войск через реку. Однако со смертью И. В. Сталина работа, по техническим причинам, была приостановлена, а с 1957 года уже построенные 771 метр пути были заброшены. По разным причинам начать строительство метро не смогли вплоть до середины 1980-х годов.

В 1984 году программа строительства метрополитена в столице Польши была одобрена правительством, началось сооружение первых туннелей. Открытие метро с 11 станциями состоялось в 1995 году. К 2008 году количество станций — 21, протяжённость — 23,1 км.

Единственное депо расположено к югу от станции «Кабаты».

Первоначально все варшавские вагоны метро российского производства. В 1990 году за 5 лет до открытия метрополитена они прибыли в Варшаву в качестве подарка СССР Польше, были изготовлены на Мытищинском Машиностроительном Заводе (Мытищи, Подмосковье): 81-717.3/714.3 — 10 вагонов). Последующие вагоны прибыли с завода имени Егорова (Санкт-Петербург) в 1994 году: 81-572/573 — 32 вагона и в 1997 году:81-572.1/573.1 — 18 вагонов. В 1998 году были заказаны 108 новых вагонов в Альстоме (24 вагона были собраны в Барселоне, остальные в Хожуве). В 2006 году для удлинения существующих составов были заказаны 2 партии дополнительных вагонов на Мытищинском Машиностроительном Заводе (Мытищи, Подмосковье): 81-714.3. Первая партия из 14 вагонов 81-714.3 прибыла в Варшаву к концу I квартала 2007 года. Вторая партия из 16 вагонов 81-714.3 прибыла в IV квартале 2007 года. В 2007году на заводе «Вагонмаш» (Санкт-Петербург) были заказаны 10 головных (с кабиной машиниста) модели 81-572.2 и 20 промежуточных вагонов модели 81-573.2 (в 2009 году на заводе «Вагонмаш» (Санкт-Петербург) заказаны дополнительные 4 головных 81-572.2 и 8 промежуточных вагонов модели 81-573.2).

В настоящее время (2009 год) из 40 6-вагонных составов метро 18 из Франции (фирмы Alstom) и 22 из России (15 составов из вагонов типа 81-717.3/714.3 (1990 и 2007 года выпуска), 81-572/573 (1994 года выпуска) 81-572.1/573.1 (1997 года выпуска) и 7 более новых составов 81-572.2/81-573.2 (2008—2009)).

С 2012 года планируется поставка немецких поездов Siemens Inspiro.

Запланирована вторая линия, пересекающая город с востока на запад и третья короткая линия, соединяющая центр с югом города.

Запланированы, но не построены 2 станции первой линии:

Станции центрального участка второй линии (строительство началось в 2010 году, а закончится предположительно в 2013 году: