Дата статьи, тематика статьи

Будапештский метрополитен

Венгрия

Будапешт

2 мая 1896 года

32,1 км

40

3

1 270 000 (рабочий день),

860 000 (в среднем)

383 млн (за 2006 год)

Будапештский метрополитен (венг. Budapesti metró) — система линий метрополитена в столице Венгрии Будапеште. Один из старейших метрополитенов мира, первый метрополитен (в современном понимании) в континентальной Европе.

Состоит из трёх линий — старой и двух новых — пересекающихся на одной пересадочной станции «Деак Ференц тер» («Площадь Ференца Деака»). Общая длина линий 32,1 км, 40 станций. Метро в рабочий день перевозит в среднем 1 270 000 человек.

Будапешт, как столица собственно Венгрии и Транслейтании в целом, имел важное промышленное и культурное значение и являлся одним из крупнейших городов двуединой Австро-Венгерской империи. Растущее население города нуждалось в качественном городском транспорте и ещё в 1870 году Национальная Ассамблея Венгрии приняла решение о строительстве в Будапеште метрополитена.

Большинство станций (все, кроме трёх) находится на низком (левом) берегу Дуная — в Пеште.

Старая линия метро Фёльдалатти (венг. Földalatti — Подземка) стала первым «полноценным» метро на Европейском континенте.

Строительство метрополитена началось в 1894 году немецкой компанией Siemens & Halske в Пештской части города, вдоль проспекта Дьюлы Андраши. Линия была открыта в 1896 году к 1000-летию Обретения родины (прихода венгров на Дунай).

В 2013 году планируется сооружение четвёртой линии (ещё 12 станций, в том числе две новые пересадки), а затем и пятой.

В начале 50-х годов было запланировано строительство новых линий метро, а для новых линий метро нужен новый подвижной состав. В 1951 году на заводе Ganz началось проектирование и создание нового подвижного состава, на базе вагонов Мытищинского завода, для чего были приглашены специалисты из СССР. 25 июня 1953 года, работы над опытным составом из вагонов типа Р1 и Р2 были закончены. В 1954 году строительство Будапештского метро было приостановлено, после чего были прекращены и испытания поездов метро венгерского производства. Вагоны были отправлены в отстойник, где они простояли до 1970 года, после чего их порезали. В 1963 году строительство Будапештского метро возобновилось, и на заводе Ganz в 80-е годы был спроектирован новый состав G2, который ходил на 3-й линии метро в 1990-е годы, но все остальные составы были закуплены в Советском Союзе, на Мытищинском вагоностроительном заводе, это вагоны метро типа Ев.

По состоянию на начало 2012 года подвижной состав Будапештского метрополитена состоит из вагонов типов Ев, Ев3, 81-717.2/714.2, 81-717.2М/714.2М. В 2006 году с французской компанией Alstom был заключён договор на поставку вагонов модели Metropolis. 10 июля 2012 г. первый состав Alstom был торжественно принят в эксплуатацию на 2-й линии Будапештского метрополитена. В общей сложности будет поставлено 44 состава (22 для 2-й линии и 22 автоматических состава для строящейся 4-й линии). Параллельно метрополитен ведёт модернизацию вагонов типов Ев, Ев3 с целью продления их срока службы, а также планирует провести тендер на закупку новых вагонов для замены типов Ев, Ев3, а также наиболее старых 81-717.2/714.2.

Весь Будапештский метрополитен был воссоздан в игре BVE. Станция Vörösmarty tér и весь пересадочный пункт Deák Ferenc tér воссозданы в Counter-Strike. Линия М2 воссоздана также и в Trainz Railroad Simulator.

Станция «Опера» на первой (жёлтой) линии метро

Подземка (Földalatti)

«Келети пайаудвар»

«Кёбанья-Кишпешт»