Дата статьи, тематика статьи

Багдадский метрополитен

Ирак

Багдад

39 км

41

2

Багдадский метрополитен (араб. مترو بغداد‎‎‎) — строящаяся система наземно-надземных линий метрополитена в Багдаде. Метро соединит шиитский и суннитский кварталы Багдада. В состав системы войдёт действующая с октября 2008 года 24-километровая линия пригородного поезда до южного предместья Багдада Доры, которую иногда уже именуют как метро.

План Багдадского метрополитена, на то время первого в арабском мире, был разработан ещё в конце 1970-х — начале 1980-х гг Саддамом Хусейном. Амбициозный проект был начат в 1975 году проектированием, а позже — и сооружением. По проекту было запланировано строительство двух преимущественно подземных линий: первой — с севера на юг, второй — с запада на восток. Заявлялось, что метро будут строить египетские инженеры, а составы поставит одна из китайских компаний. Сеть тоннелей под Багдадом длиной по разным оценкам от нескольких до нескольких десятков километров, в т. ч. для метрополитена, построили сербские, китайские и немецкие компании, доказывая наличием отчётов. Но к 1983 году работа была остановлена Ирано-иракской войной. В заброшенных тоннелях Саддам Хусейн хранил оружие, также в этих тоннелях он и его войска прятались.

В начале XXI века городские власти возвращаются к идее о создании подземного метро. Однако ввиду свержения режима Хуссейна планы не осуществились, хотя и после этого некоторое время предполагалось, что первая очередь метрополитена по тому же проекту должна была стоить 1,2 млрд долларов, а сооружение было запланировано начать сначала в 2004 году, а затем в 2006 году .

С 2008 года, с возвращением относительной стабильности в Ираке, власти Багдада объявили тендер на строительство наземного метро по пересмотренному менее затратному проекту с двумя линиями протяженностью 39 километров, пересекающихся в центральном районе Халани и имеющих маршрутное движение поездов по линиям и между ними. Строительство планировалось начать в том же году, а завершение и ввод в эксплуатацию двух линий должны были состояться в 2012 году. Однако, начало реализации проекта было вновь отложено — до 2012 года. Сначала властями города заявлялось, что метро будет строиться исключительно иракскими инженерами, однако позже стало известно, что в феврале 2011 года французская компания «Alstom» подписала предварительное соглашение с муниципальными властями Багдада о строительстве метрополитена. Стоимость строительства первой очереди — около 1,5 миллиарда евро, а полностью сооружение всей системы обойдётся а 3 миллиарда долларов и займёт до 4—5 лет. Проект багдадского метро представлен на «Baghdad Construction Expo 2012» («Багдадская международная строительная выставка 2012») с 13 по 16 сентября.

По планам линия будет состоять из 20 станций и протяженность составит 18 км. Линия соединит расположенный на северо-востоке самый густонаселенный район Багдада — Мадинат-эс-Садр с северо-западным кварталом Эль-Азымия. Она будет проходить через центр города.

По планам линия будет состоять из 21 станции и протяженность составит 21 км. Линия соединит юг Багдада с одним из правых берегов реки Тигр. Она будет проходить через центральный торговый квартал Эль-Каррада и перекинется через реку Тигр.