Дата статьи, тематика статьи

Астанинский скоростной трамвай

Казахстан

Астана

9,5 км (планируется)

12 (планируется)

1 (планируется)

?

?

Астанинский скоростной трамвай, Астанинское лёгкое метро (легкорельсовый транспорт, LRT) сооружается в новой столице Казахстана, которая переживает бурный рост. В местной печати данную систему нередко некорректно именуют «легкорельсовый трамвай» (трамвай, в том числе скоростной, не имеет тяжёлых железнодорожно-метрополитеновских массо-габаритных параметров).

После обретения столичного статуса и организации специальной экономической зоны «Астана-новый город» численность населения города возросла с 270 тысяч в 1996 до 600 тысяч (с учётом приезжих из пригородов и нелегальных мигрантов — 800 тыс.) в 2006 и достигнет 1 млн. 015 тыс. к 2030 , а в городе реализуется множество современных архитектурно-градостроительных проектов.

После рассмотрения различных альтернативных вариантов, включая обычный подземный метрополитен и монорельсовую дорогу, в 2005 Акимат (мэрия) города принял программу «Новая транспортная система Астаны», в которой предусмотрено, что в целях оптимальности затрат скоростной внеуличный и уличный транспорт Астаны будет преимущественно наземным и надземным.

Первоначально был составлен проект преимущественно наземных путей и станций, что делало систему фактически скоростным трамваем. Обособленный путь линии должен был иметь ширину от 7 м до (в местах станций) 12 м. Позже проект был изменен на преимущественно эстакадный, практически соответствующий лёгкому метро.

Вся линия по проекту будет иметь 26 км и 19 станций (всё — в основном на эстакадах), а также 3 моста. Первая очередь LRT сооружается от строящегося 88-этажного гостинично-делового центра «Абу-Даби Плаза» до аэропорта.

Продление линии LRT в старый центр города длиной 9,5 км с 12 станциями и временем проезда 23 мин от делового центра «Абу Даби плаза», резиденции Президента «Ак Орда» и монумента «Байтерек» будет проходить до автобусного и железнодорожного вокзалов по улице Вторая, по проспекту Кабанбай-батыра, Центральный парк, через специальный новый мост (рассматривался вариант через старый мост по улицам Республики, Богенбай-батыра, Победы, Акжайык), Букейхана, Бейбитшилик, Либкнехта, Гёте. Таком образом, линия соединит южную и северную части города, новый административно-деловой и старый торговый центры, левый и правый берега Есиля (Ишима). Линия будет также продлена до железнодорожной станции «Сороковая».

Пропускная способность линии — не менее 10 тыс. пассажиров в час, средняя скорость — не менее 25 км в час, интервал движения — не более 7 мин. Колея путей линии — 1435 мм, минимальные радиусы кривых — 85 м, максимальный уклон — 3 %. Расположенные через каждые 550—770 метров эстакадные крытые станции с низкими платформами и эскалаторами будут выполнены в стиле хайтек и станут достопримечательностью города. Сочленённый многосекционный низкопольный скоростной подвижной состав Alstom с автоматической системой ведения для линии (всего для первой линии — 41 состав) будет определён на тендерной основе.

В систему скоростного транспорта Астаны будет входить также маршрут скоростных многосекционных низкопольных автобусов скоростного сообщения (BRT) длиной 10 км, который свяжет центр и восточные микрорайоны.

В целом система свяжет центр, крупнейшие жилые микрорайоны, важные транспортные узлы и наиболее посещаемые общественные объекты. Система должна обеспечить более 50 % городских пассажирских перевозок. Создание системы внесено в государственную программу социально-экономического развития города «Расцвет Астаны — расцвет Казахстана» на 2006—2010 годы, в Стратегический план устойчивого развития города Астаны до 2030 года и в проект нового генерального плана города.

Сооружение системы было запланировано начать в 2008, но было отложено. Утверждение проекта для начала реализации прошло в 4 квартале 2009. 4 июля 2011 года прошла церемония формального начала строительства, первая очередь должна была быть построена за 2,5 года. Однако реальные работы так и не были начаты. Если они начнутся в 2013 году (что далеко не очевидно), то движение будет открыто в 2017 году, к началу ЭКСПО-2017.

Проект был первоначально разработан немецкой компанией «TransTec» и прошёл финансовую, юридическую и экологическую экспертизу. Девелоперским продвижением проекта занимается французская компания Alstom. Для эксплуатации будет создана транспортная компания-оператор «Astana Transit Company» (АсТранКо).

Первоначально (при проекте преимущественно наземной трассы) было объявлено, что сооружение первой очереди в центре обойдётся в 262 млн долл. США. После изменения проекта на эстакадный вариант сооружение всей 26-километровой линии оценивается в 1,1 млрд долл. США. Финансирование сооружения предполагается в виде частно-государственного партнерства. Иностранные инвестиции (в первоначальном проекте первой очереди — 225 млн долл. США) предполагается привлечь по кредиту Европейского банка реконструкции и развития.

В дальнейшем 5-6 радиальных и тангенциальных (периметровых) веток LRT и обычного трамвая соединят центр, вокзал, аэропорт, проспекты Абылай-хана, Сарыарка, 13-ю магистраль, юго-восточные микрорайоны и поселок Энергетик.

Астанинский LRT станет третьей по счёту системой скоростного рельсового транспорта в Центральной Азии (после Ташкентского и Алмаатинского).