Дата статьи, тематика статьи

Аба-Новак, Вильмош

15 марта 1894

Будапешт

29 сентября 1941 (47 лет)

Будапешт

Австро-Венгрия

Венгрия

живопись

Венгерская королевская школа рисования в Будапеште (ныне Венгерский университет изобразительных искусств)

Карой Патко

Гран-При жюри Всемирной выставки в Париже (1937), Гран-При на Венецианской биеннале (1940).

Вильмош Аба-Новак (венг. Vilmos Aba-Novák; 15 марта 1894, Будапешт — 29 сентября 1941, там же) — венгерский художник и график.

После окончания учебы в художественном училище в 1912, он начал работать в мастерской художника Адольфа Феньеша, одновременно продолжил обучение в Венгерской королевской школе рисования в Будапеште (ныне Венгерский университет изобразительных искусств). Учебу прервала первая мировая войны. Вильмош Аба-Новак был призван в австро-венгерскую армию, служил на Восточном фронте. Между боевыми действиями умудрялся брать уроки рисования у Виктора Олгея.

После войны продолжил занятия живописью. Между 1921 и 1923 художник проводил летние месяцы с группой художников в художественных колониях в Сольноке и Бая-Маре на территории Румынии. Именно здесь состоялась первая персональная выставка художника в 1924 году.

В 1928 в качестве стипендиата Венгерской академии художеств был послан в творческую командировку в Рим на три года 1928—1930. Стал известным представителем так называемой «Романской школы» в венгерской живописи.

В 1939—1941 преподаватель в Венгерской королевской школе рисования.

Представитель современной венгерской монументальной живописи. Писал картины и праздничные фрески, отличающиеся монументальной композицией и агрессивной колористикой.

Уже с конца 1920-х гг. получает международную известность, завоевывая призы и награды, так в 1937 награжден Гран-При жюри Всемирной выставки в Париже, в 1940 году Большой премией на Венецианской биеннале.

Тяготея к монументальной живописи, он имел многочисленные заказы со стороны официальных кругов и церкви. Официально находился под патронажем венгерского дворянства. Однако в выполненных им росписях художник неизбежно был вынужден следовать воле и темам, навязываемым заказчиками.

Основными темами Аба-Новака были цирк и деревенские ярмарки, которые появилась в его ранних картинах с яркими цветами экспрессионизма и итальянского новеченто. Пестрые и всегда очень нагруженные жанровые сцены повторяются у художника в бесчисленных вариантах. Острота и юмор в характеристике персонажей снимает налет бытовизма. Его красочные изображения пестрых деревенских ярмарок, харчевен, бродячих цирков, балаганов содержат в себе ощущение народной стихии, чисто венгерского темперамента. При этом его народность не оборачивается экзотичностью, любованием этнографической живописностью, что было довольно характерно для некоторых живописцев начала XX века. Люди в картинах Аба-Новака изображены с оттенком гротеска, трагическая неустроенность жизни искажает их простые радости. Эта трагическая нота, звучащая в, казалось бы, столь веселых произведениях художника, эта неутолимая тоска по гармонии и целостности бытия делают творчество Рбища характерным и серьезным явлением искусства.

Автор знаменитых фресок и росписей церкви в Сегеде и Будапеште, в Мавзолее святого Иштвана в Секешфехерваре.

Лаура

Итальянский город

Фрески