Дата статьи, тематика статьи

Венера Арлезианская

Вене́ра Арлезиа́нская (Афродита Арлезианская) — скульптура Афродиты, хранящаяся в Лувре. Изготовлена из мрамора с горы Гиметт, высота — 1,94 м. Сделана в Риме в конце I века до н. э.

Возможно, является копией Афродиты из Феспии работы Праксителя. Во II веке Павсаний упоминал, что в Феспии из Беотии хранились скульптуры Эрота, Фрины и Афродиты работы Праксителя. По одной из версий, оригинал Венеры Арлезианской был одной из ранних работ Праксителя — до того, как он перешел к созданию полностью обнаженных богинь, он создавал полуобнаженные скульптуры. На левой руке у Венеры Арлезианской, как и у Афродиты Книдской работы Праксителя — нарукавная повязка, кроме того у Афродиты Книдской и Венеры Арлезианской похожи голова и трактовка волос. Однако, по мнению Брунильды Риджуэй (англ.), оригинал Венеры Арлезианской не был работой Праксителя, а был создан намного позже, в I веке до н. э. для театра в Афинах. Вывод Ридгвей основан, в частности, на нехарактерной для Праксителя драпировке Венеры Арлезианской.

Была найдена в Театре в Арелате (современный Арль) 6 июня 1651 года двумя братьями по имени Брун[Ja 1], копающими колодец для священника, жившего в районе театра. Сначала на глубине 2 м была найдена голова, позже — торс без рук и постамент, причем голова плохо стыковалась с торсом. Всего было найдено, по разным источникам, от трёх до пяти фрагментов. В 1684 году по запросу Людовика XIV рядом с театром в Арелате были начаты масштабные раскопки, которые были проведены настолько неаккуратно, что театр был значительно разрушен[Ja 2]. Однако руки обнаружить так и не удалось.

Гипсовая копия с Венеры Арлезианской, сделанная скульптором Жаном Перу до того, как Венера была отправлена в Париж. Видно правое бедро до реставрации.

Венера Арлезианская, отреставрированная в XVII веке Франсуа Жирардоном

В мае 1684 года статуя была перевезена в Париж и преподнесена Людовику XIV. Реставрация была поручена Франсуа Жирардону. Сразу после находки в академических кругах развернулись дискуссии о личности богини — некоторые исследователи идентифицировали богиню как Артемиду, некоторые — как Афродиту. Чтобы положить конец спорам, Жирардон сделал статую более похожей на Афродиту, вложив ей в левую руку статуи зеркало, в правую руку — яблоко, а также сгладил поверхность тела, убрав мышцы и выступающие кости. Реставрация Жирардона подвергалась критике как за поворот головы Венеры, так и за положение и использование рук. Так, Теодор Кук (англ.) отмечал, что каким бы ни было настоящее положение рук богини, она точно не держала в одной руке зеркало, а в другой — «мячик».

18 апреля 1685 года Венера Арлезианская была поставлена в Зал Зеркал в Версале, где статуя оставалась до 1798 года, когда она была перенесена в Лувр.