Дата статьи, тематика статьи

Афина Лемния

«Афина Лемния», Лемносская Афина — бронзовая статуя богини Афины, созданная знаменитым греческим скульптором Фидием в 450—440 гг. до н. э. Не сохранилась, известна по копиям.

Согласно Павсанию, скульптура была изготовлена гражданами Афин, жившими на о. Лемнос, с целью преподнесения в дар родному городу, благодаря чему и получила такое прозвание. Вероятно, стояла где-то неподалеку от Пропилей.

«На Акрополе также находятся две другие посвятительные статуи — Перикла, сына Ксантиппа, и самая любопытная из всех работ Фидия — скульптура Афины, называемая Лемнийской по происхождению тех, кто посвятил её».

«Фидий не всегда ваял образы Зевса, и не всегда отливал Афину, облачённую в бронзовый доспех, но он обратил свое искусство к другим богам и украсил щеки Девы розовым румянцем, скрытым обычно шлемом, что закрывал красоту богини».

До сих пор не ясно, являются ли сохранившиеся фрагменты римских копий повторением именно «Афины Лемнии». Традиционно к её типу относят:

Эти две реконструкции были выполнены в 1891 г. дрезденским профессором Адольфом Фуртвёнглером на основе находившихся в дрезденском музее двух торсов и отдельной головы, а также еще одной головы из Палаццо Паладжи в Болонье. Позже в Байи была найдена еще одна голова этого типа. Обе реконструкции и атрибуции голов на их основе диспутируются.

Таким образом, «Афина Лемния» оказывается изображением богини, носящей необычную, перекинутую через плечо эгиду с головой Горгоны Медузы, с непокрытой головой, без щита, держащей шлем в вытянутой правой руке, а левой — опирающейся на копьё.

Идентификация Фуртвёнглером дрезденских мраморов и головы Паладжи как копий оригинальной «Афины Лемнии» основывается на изображении на гемме и описаниях статуи, оставленных античными источниками.

Его умозаключения критикуются. Хартсуик показал, что голова Паладжи не могла быть частью дрезденского торса B, что использованная им гемма могла относится к новому времени, а не к античности, и что описания античных авторов весьма расплывчаты. В свою очередь, опровергаются и некоторые из утверждений Хардвика: например, что голова дрезденской реконструкции А чужеродна, и что голова Паладжи относится к адриановскому времени. Стюарт подытоживает: «Так что, хотя реконструкция смотрится цельно и вполне по-фидиевски, гипотеза и датировка (451—448) Фуртвёнглера остаются неподтвержденными».