Дата статьи, тематика статьи

Брак в Кане Галилейской (картина Босха)

«Брак в Кане Галилейской» — картина нидерландского живописца Иеронима Босха, написана между 1475 и 1480 годами.

Ин.2:1—3, 6—10

Этот библейский сюжет и запечатлел художник. Данную картину относят к раннему периоду творчества художника, связывают с женитьбой Иеронима Босха на Алейт Гойартс ван дер Меервенне и полагают, что в ней отражено размышление художника о таинстве брака, которое воспринималось христианами как момент принятия благодати. Своим присутствием на свадьбе в Кане Галилейской Христос благословил, освятил брак и совершил на нём чудо превращения воды в вино. Сложная структура «Брака в Кане», изобилующая не совсем понятными современному человеку деталями, — это «мысли вслух» Босха о человеке, в котором стремление к земным наслаждениям уживается с надеждой на спасение души.

Детали и фигуры, которые Босх вводит в данную сцену, нетрадиционны для иконографии этого сюжета. Такова, например, уменьшенная в размере фигура в церковном облачении, стоящая на переднем плане подобно донаторам, но спиной к зрителю. Некоторые исследователи считают, что это распорядитель пира, а фигура его уменьшена, чтобы не загораживать изображение жениха и невесты. Оживающие скульптуры на капителях колонн одни считают демонами, другие видят в фигуре обычное изображение Амура. Человек у буфета с палочкой в руках казался магом или алхимиком, творящим свои чудеса в противовес истинным чудесам Христа. Несомненно, эти и другие не совсем понятные персонажи, введёнными в композицию, наделены важным смыслом, но он ускользает от нас.

За накрытыми столами торжественно восседают гости. Служитель наполняет водой последний из шести кувшинов. Христос, как и Богородица, почти не выделяется среди других гостей. Художник изображает таинство брака и его телесную подоплёку. На переднем плане картины — собачки (знак верности в браке). Волынка в руках у музыканта, изображённого над головой жениха, имеет любовный смысл: круглый мешок указывает на женщину, язычковая трубка — на мужчину. На столбе оживает демон-амур с натянутым луком, готовый пустить стрелу любви. Красный полог за спиной Христа скрывает внутренние покои. Некоторые особенности стиля позволяют определить, что собаки на переднем плане и, возможно, музыкант и Амур, были дописаны позднее.

Образ Иисуса исполнен святости и спокойствия. Даже изображая сцены земной жизни Спасителя, художник не стремится наделить Его земными, человеческими качествами. Позже, уже в XVII веке, Рембрандт Харменс ван Рейн начнёт изображать Христа как человека, со слабостями, свойственным людям, но на рубеже XV—XVI веков подобная трактовка была невозможна.

По средневековой традиции особые праздники отмечались особым угощением. Двое слуг несут главные блюда: голову кабана и лебедя. На помосте сидит ухмыляющийся шут с волынкой. Слуга справа подставил рот под текущую сверху струйку из опрокинутого кувшинчика.

Многие исследователи ищут и находят в картине алхимические символы, тем более что чудо, сотворённое Христом на свадьбе, — это чудо превращения. Фигуру человека на фоне буфета с сосудами, напоминающими алхимические реторты, некоторые считали изображением мага или алхимика. Алхимия имела весьма разработанную теорию, связанную с философией, астрономией, астрологией, то есть со всем комплексом средневековых знаний. Босх, как и большинство его современников, считал эти науки ересью. Вот почему в этой картине жених выбирает между истинным чудом, чудом Христа и ложным чудом алхимии. Босх напоминает зрителю о вечном конфликте добра и зла.

Стандартная иконография сюжета

Деталь с алхимиком