Дата статьи, тематика статьи

Богатый киргизский охотник с соколом

«Богатый киргизский охотник с соколом» — картина русского художника Василия Васильевича Верещагина, посвящённая его другу, Байтику Канаеву (1820—1886 гг.), с которым они познакомились в 1867 году, когда Байтик Баатыр был приглашен в Санкт-Петербург в числе 17 представителей Туркестана на торжественный прием Александром II. Высокий, статный и сильный представитель кочевой интеллигенции, неплохо говоривший на русском языке, вызывал большой интерес у молодого художника. В свою очередь, Байтик Канаев никогда не видел таких картин, так как был воспитан в традициях ислама, который запрещал рисование, но тяга к искусству побуждала его к общению с великим мастером. Позже, во время Туркестанских походов, судьба вновь свела великого мастера и киргизского баатыра. Байтик Канаев был известен как непримиримый враг Кокандского ханства и друг России, а Василий Верещагин принял приглашение Туркестанского генерал-губернатора генерала К. П. Кауфмана состоять при нём художником.

Картина была написана в 1871 году в Мюнхене, в знак признательности к гостеприимству Байтика Канаева, верховного вождя киргизского племени Солто и офицера Российской Императорской Армии, который принял мастера с выдающимися почестями и подобающим восточному человеку гостеприимством, во время его путешествий по Семиречью. В своей работе великий мастер нарисовал Байтик Баатыра, так называют его современные киргизы, в его юрте с соколом в руке. Баатыр изображен в традиционном киргизском головном уборе — калпаке, одет баатыр в модный для Туркестана накид, которые обычно шились Кашгарскими либо Коканскими модельерами того времени и в традиционные штаны кочевника 19 века. Среди произведений Верещагина, посвященных Семиречью и Киргизии — виды гор близ станицы Лепсинской, долины реки Чу, озеро Иссык-Куль, снежные вершины Киргизского хребта, Нарына на Тянь-Шане. Пять этюдов Верещагин создал в горах близ Иссык-Куля, ярчайший из них — «Проход Барскаун». Он делал зарисовки в Боомском ущелье, побывал на озере Алаколь, поднимался на высокие перевалы хребтов Алатау. Именно дружба с Байтиком Канаевым обеспечила художнику спокойное путешествие из Семиречья в Китай, в то время как во всем Туркестане шла борьба с русскими захватчиками, все киргизы Семиречья знали, что обижать друга баатыра — себе дороже. Так же, в память о пребывании в гостях у киргизского племени Солто, были созданы ещё три картины — «Киргиз», «Перекочёвка киргизов» и «Киргизские кибитки на реке Чу».

Впервые картину увидели в 1873, когда мастер устроил персональную выставку своих туркестанских произведений в Хрустальном дворце в Лондоне. В Роcсии картину впервые увидели весной 1874 года во время выставки в Петербурге. В настоящее время картина находится в Государственной Третьяковской галерее в Москве. В честь Байтика Канаева названа одна из центральных улиц Бишкека (бывшая Советская). Удостоен наград: Большой Золотой медали на Анненской ленте и ордена Станислава III степени Российской Империи.