Дата статьи, тематика статьи

Берёзовая роща (картина Левитана)

«Берёзовая роща» — картина русского художника Исаака Левитана (1860—1900), написанная в 1885—1889 годах. Картина является частью собрания Государственной Третьяковской галереи. Размер картины — 28.5 × 50 см.

От начала работы над картиной до её завершения прошли четыре года. Левитан задумал эту картину и начал работу над ней в Подмосковье, когда он проводил лето 1885 года на усадьбе Киселёвых «Бабкино», находящейся на реке Истре, недалеко от Нового Иерусалима. А заканчивал Левитан эту картину в 1889 году, будучи в Плёсе — небольшом городе, расположенном на правом берегу Волги, куда художник приезжал в течение трёх лет, с 1888 по 1890 год, и где он создал многие известные картины. В XIX веке Плёс принадлежал к Костромской губернии, а в XX веке вошёл в Приволжский район Ивановской области. Плёсская берёзовая роща, которую выбрал Левитан, была расположена на окраине города, недалеко от кладбищенской церкви под названием Пустынка. Художник пришёл туда с картиной, начатой в Подмосковье, и в конце концов завершил её.

Картина построена на игре света и тени на берёзовых стволах, а также на свежей зелёной траве и листве деревьев. Это достигается с использованием широкой гаммы оттенков зелёного цвета, а также выразительных возможностей фактуры, так что создаётся впечатление сияния и излучения оптимистической энергии. Изображая солнечные блики на деревьях, переходы и вибрацию цвета, художник отчасти использует приёмы импрессионистской живописи.

Искусствовед Владимир Петров писал :

Солнечный день. Весна (1876—1877) · Осень. Дорога в деревне (1877) · Вечер (1879) · Осенний день. Сокольники (1879) · Берёзовая роща (1885—1889) · После дождя. Плёс (1889) · Вечер. Золотой Плёс (1889) · Тихая обитель (1890) · У омута (1892) · Владимирка (1892) · Вечерний звон (1892) · Над вечным покоем (1894) · Свежий ветер. Волга (1895) · Март (1895) · Золотая осень (1895) · Весна. Большая вода (1897) · Озеро. Русь (1899—1900)